Профсоюзы пытаются расширить свои полномочия

Новое генеральное соглашение между правительством и рядом профсоюзов предусматривает существенное расширение прав самих профсоюзов в оперативном управлении предприятиями. Работодатели говорят о непрозрачности процесса подготовки генсоглашения и опасаются
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Новое генеральное соглашение между правительством и рядом профсоюзов предусматривает существенное расширение прав самих профсоюзов в оперативном управлении предприятиями. Работодатели говорят о непрозрачности процесса подготовки генсоглашения и опасаются блокирования работы предприятий вследствие принятия таких соглашений

Кабинет Министров Украины ведет переговоры с Федерацией работодателей и Федерацией профсоюзов Украины о подписании нового Генерального соглашения. Действие предыдущего документа завершилось 31 декабря прошлого года, но подготовка нового пока не завершена. Впрочем, даже сейчас результаты достигнутых договоренностей остаются неизвестными широкой общественности. Несмотря на это, уже сейчас процесс переговоров вызывает замечания со стороны работодателей и собственников предприятий.

Одна из претензий заключается в том, что большинство работодателей остаются непроинформированными о тех обязательствах, которые они будут нести после подписания Генерального соглашения. А изменения отношений между собственниками и менеджментом предприятий и профсоюзами ожидаются существенные. Дело в том, что правительство согласилось с тем, что профсоюзы и их представители могут непосредственно влиять на оперативное управление предприятиями. Так, раздел 1 Генерального соглашения предусматривает "участие представителей профсоюзов в комиссиях по приватизации, реструктуризации, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования". Кроме того, профсоюзы должны быть представлены в наблюдательных советах предприятий, комиссий по продаже собственности, передачи и отчуждения собственности. Не говоря о том, что предложенное расширение прав профсоюзов противоречит действующему законодательству, и их принятие может и без того усложнить корпоративное управление в Украине. Не секрет, что участие в органах управления предприятием зачастую используется в конфликтах за то или иное предприятие, при этом профсоюзы зачастую участвуют в конфликте на той или иной стороне и вовсе не из-за защиты прав работающих на предприятии членов профсоюза.

Весьма неоднозначно выглядят и требования того, чтобы профсоюзы участвовали в создании финансовых планов предприятия и дочерних структур и распределении прибыли. Согласно Закону Украины "О профсоюзах" представители профсоюзов могут получать только информацию о хозяйственной деятельности предприятия, но не участвовать в составлении и тем более принятии финансовых планов и распределении прибыли.

Вместе с тем, проект соглашения пестрит и другими формулировками, которые тяжело будет воплотить в жизнь. Так, одно из уже согласованных положений Генерального соглашения предусматривает со стороны работодателей обещание "обеспечить создание ежегодно не менее 1 млн. рабочих мест по всем видам экономической деятельности". Нереальность подобного обещания очевидна уже из того, что в последние несколько лет количество работоспособного населения сокращается на 70 тыс. человек ежегодно.

Другие требования — как то запрет на сокращение более чем 5% сотрудников для предприятий с более чем 100 работающими — могут вообще привести к банкротству некоторых предприятий, которые проходят процесс реструктуризации.

Удивляет и заложенное в текст генсоглашения (из числа фантастических) обязательство работодателей обеспечить рост внутреннего производства в размере 7%. Возникает вопрос: как работодатели могут обеспечить рост в 7%, если за прошлый год рост ВВП едва превысил 2,2%, а индекс промышленного производства составил не более 2,9%? Отдельно взятые (и даже все вместе) собственники не могут обеспечить ни рост ВВП, ни индекс роста промышленного производства, ни тем более "прирост внутреннего производства", поскольку это зависит от многих факторов, в том числе и от политики государства, в результате которой в прошлом году наблюдался рекордный темп падения ВВП и промпроизводства, а тут еще рост цен на газ и железнодорожные тарифы.

Представители работодателей предлагают сделать процесс подготовки генсоглашения прозрачным, и привлечь к его разработке широкий круг заинтересованных сторон.