Прощай, социализм

Завершение выборов в парламент стало своего рода отмашкой для роста тарифов на коммунальные услуги для населения. Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергетики (НКРЭ) уже повысила цены на газ для населения, бюджетных организаций и пред

Завершение выборов в парламент стало своего рода отмашкой для роста тарифов на коммунальные услуги для населения. Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергетики (НКРЭ) уже повысила цены на газ для населения, бюджетных организаций и предприятий коммунальной энергетики, а также тарифы на электроэнергию для населения. "Укрзализныця" повышает тарифы на пассажирские перевозки. Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) готова повышать тарифы на услуги фиксированной связи

Наиболее болезненными в тотальном подорожании являются цены на газ и электроэнергию. Почти полугодовые попытки НКРЭ сокрушить один из столпов (эти тарифы и цены не пересматривались с 1999 года) увенчались успехом. С 1 мая предельные цены на энергоносители для населения Украины возросли на 25%. НКРЭ попыталась, невзирая на предстоящие выборы, поднять цены на газ для всех категорий потребителей уже с 1 января текущего года. Непопулярно, но по крайней мере честно. Однако правительство в лице Минюста (который отказался зарегистрировать соответствующее постановление) заблокировало решение в части повышения цен на газ для населения. Тем не менее, тогда на 25% был повышен предельный уровень цены на газ для коммунальной энергетики и для бюджетных организаций. Теперь же ранее сдерживавший рост цен Кабмин с особым рвением взялся повышать тарифы и дальше.

Как стало известно, Кабмин дал поручение НКРЭ привести предельные цены на газ для населения, бюджетных организаций и теплокоммунэнерго к экономически обоснованным уже к 1 января 2007 года. Хотя ранее предполагалось это делать более плавно — к середине 2008 года. Вслед за первомайским повышением Кабмин своим постановлением фактически уже разрешил НКРЭ (точнее обязал) с 1 июля произвести следующее повышение цен на газ. Причем цены могут быть повышены более чем на 70%. Согласно постановлению уровень цен на газ для населения может быть повышен с 240 грн. (на сегодняшний день) до 414 грн. за тысячу кубических метров с учетом НДС и транспортировки газа. Цены на газ для бюджетных учреждений — с 360 до 648 грн. Предельные цены на природный газ, используемый теплоснабжающими предприятиями для обеспечения отопления и горячего водоснабжения населения и бюджетников, могут вырасти с действующих 383,4 до 686 грн. Теперь, как говорится, последнее слово за НКРЭ. Кстати, ускоренный темп приведения цен к экономически обоснованным является косвенным признаком того, что цена импортного газа может продержаться не так долго.

На других фронтах

Опять-таки, накануне выборов звучали заявления о том, что тарифы на пассажирские перевозки железной дорогой повышаться не будут. Государственная "Укрзализныця" мужественно несла свою карму, в смысле выполнения социальной функции, ежегодно оглашая убытки от пассажирских перевозок. Говорить о том, что их будут повышать, начали в апреле, и повысить тарифы планируется с 1 июня 2006 года на 50%. Многое упиралось в принятие Кабмином финансового плана "Укрзализныци". На прошедшей неделе Кабмин утвердил финплан украинских железных дорог на 2006 год. Финансовым планом, уже согласованным с Министерством финансов, предусмотрено повышение тарифов с 1 июня на пассажирские перевозки на 50%. То есть грядущее повышение уже можно считать свершившимся фактом. Железнодорожники говорят, что для пассажиров билеты с 1 июня текущего года подорожают в среднем на 34%, поскольку стоимость дополнительного сбора при их покупке не изменится.

Стоимость проезда в украинских поездах ниже, чем в странах СНГ, не говоря уже о Европе. Тем не менее, "Укрзализныця" является прибыльным предприятием. Дело в том, что убыточные пассажирские перевозки во многом компенсируются высокими тарифами на грузовые перевозки. В железнодорожной отрасли существует перекрестное субсидирование, во многом напоминающее ситуацию в электроэнергетике. Короче говоря, и здесь промышленность дотирует население. В дальнейшем предполагаются еще несколько, правда, не столь значительных повышений тарифов. Так, с 1 января 2007 года они повысятся еще на 10%, а с 1 июля 2007 года еще на 10%. В целом же правительство в течение двух лет собирается повысить тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки до уровня хотя бы 70-80% от их фактической себестоимости.

В свою очередь, Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС) принято решение о предстоящем изменении тарифов на услуги фиксированной телефонной связи. Правда, такое постановление находится пока на утверждении в Минюсте. Данное повышение будет проходить поэтапно. Начиная с июня 2006 года до ноября услуги фиксированной телефонной связи возрастут на 35% (30% в сельской местности). Кроме этого, будут повышены тарифы на междугородные звонки в пределах области в среднем на 10%, тогда как тарифы на междугородные звонки в пределах Украины во время наибольшей нагрузки будут снижены в среднем на 15%. При этом должны снизиться тарифы на услуги международной телефонной связи — от 20 до 70% по разным направлениям.

Экономическая обоснованность

Общая причина глобального подорожания жизни заключается в том, что предоставляемые населению услуги и ресурсы не покрывают затрат на их производство. Например, экономически обоснованным уровнем цен на газ для бюджетных организаций по данным "Нафтогаза Украины" является 717,6 грн. за тысячу кубометров, для теплоснабжающих предприятий — около 700 грн., для населения — 394 грн. (хотя по расчетам НКРЭ предельная цена для населения составляет 383,4 грн.). Иными словами, деятельность НАК "Нафтогаз Украины" по обеспечению поставок теплоснабжающим предприятиям и бюджетникам природного газа является убыточной. Экономически обоснованные цены в этом сегменте складываются из многих компонентов, но главная составляющая — это цена газа. Импортный газ "Нафтогаз Украины" приобретает у RosUkrEnergo по $95 за 1 тысячу кубометров. Себестоимость же добычи 1 тысячи кубометров газа в Украине, по оценкам НКРЭ, составляет 234 грн.

По балансу теплоснабжающие предприятия, бюджетные организации и население потребляет около 26 млрд. кубометров газа (данные за 2005 год). На население приходится 17,5 млрд. При этом считается, что в Украине добывается около 20 млрд. газа, который полностью мог бы покрыть хотя бы потребности населения. Тем не менее, по словам начальника Управления регулирования и ценовой политики в нефтегазовом комплексе НКРЭ Сергея Волоса, из добываемых Украиной 20 млрд. кубометров газа около 1,2 млрд. добывают независимые поставщики, которые поставляют свой газ промышленности, а не на нужды населения. Кроме этого, около 1 млрд. уходит на технологические нужды добывающих предприятий. Часть добывающих компаний не подсоединены к магистральным трубопроводам, и добываемый ими газ (около 0,5 млрд.) поставляется на местные промышленные предприятия по внутрипромышленным трубопроводам. Плюс к этому предприятия, входящие в НАК "Нафтогаз Украины", имеют договоры о совместной деятельности, и часть газа уходит по этим договорам. В итоге получается, что газа собственной добычи, который необходим населению, набирается максимум 13 млрд. кубометров, а недостающие 4-5 млрд. нужно брать из импортного газа.

Немного другие причины в электроэнергетике. Экономически необоснованные цены на электроэнергию приводят к возникновению значительного перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей. Субсидирование приводит к удорожанию электроэнергии для промышленности на 12-15%. Что же касается железнодорожных тарифов, то их на пассажирские перевозки вообще необходимо повышать почти в 3 раза, чтобы привести хотя бы к уровню нулевой рентабельности.

Реакция предприятий, тарифы которых будут повышены, вполне прогнозируема: по словам их представителей, рентабельность работы этих компаний повысится. "Рост тарифов на электроэнергию существенно на "Киевэнерго" не повлияет, так как компания продает электроэнергию в "Энергорынок", а потом приобретает ее у "Энергорынка" по установленной цене. "Киевгаз" и "Киеводоканал" выйдут из "зоны убыточности". Рост тарифов в том числе должен позволить компаниям иметь среднегодовую прибыль 1-3% (средний показатель по Европе)", — рассказывает председатель правления "Киевэнергохолдинга" Юрий Бондарь. В то же время, по его оценке, ниже себестоимости сейчас реализуются не только электроэнергия и газ, но и другие услуги — в частности, поставки тепла и воды. Нынешние цены в Киеве на эти услуги ЖКХ должны увеличиться на 30-60% (поставки тепла) и 70-150% (услуги водоканала) для достижения уровня безубыточности. По словам Юрия Бондаря, ожидать каких-либо изменений в уровне оплаты населения или уменьшения потребления после повышения тарифов не приходится — потребители слишком инерционны в этих вопросах.

Цены на газ для потребителей

Предельная цена

до 1-го января 2006

с 1-го января 2006

с 1-го мая 2006

с 1-го июля 2006

Теплокомунэнерго

241

304,5

383,4

686

Бюджетные организации

231

288

360

648

Население

190

190

240

414