Реабилитирован!

Альфа-Банк признан невиновным в банкротстве компании "Агропродукт". Госкомиссия по ценным бумагам не нашла вины Альфа-Банка (Украина) в дефолте по облигациям "Агропродукта". ГКЦБФР впервые огласила результаты своего расследования дефолта по облигациям ко

Альфа-Банк признан невиновным в банкротстве компании "Агропродукт".

Госкомиссия по ценным бумагам не нашла вины Альфа-Банка (Украина) в дефолте по облигациям "Агропродукта". ГКЦБФР впервые огласила результаты своего расследования дефолта по облигациям компании "Агропродукт" на 50 млн. грн. Регулятор признал законными действия посредника — Альфа-Банка (Украина), который занимался размещением бумаг среди инвесторов.

"Исходя из тех документов, которые нам предоставил Альфа-Банк (Украина), его действия как организатора эмиссии были вполне законными", — сообщил член Госкомиссии Николай Бурмака. В банке о таком решении регулятора знают. Однако, несмотря на хорошую новость, руководство финучреждения отказалось ее прокомментировать.

Затяжной разбор полетов

Дефолт по облигациям "Агропродукта", которые размещал Альфа-Банк (Украина), случился в марте этого года. Компания-эмитент отказалась выплачивать кредиторам проценты по этим бумагам, а поручитель по займу — зернотрейдер "Агроэкспорт", в состав которого входил "Агропродукт", — спустя несколько дней был признан банкротом. По просьбе пострадавших инвесторов в ситуацию вмешалась Госкомиссия. Тогда руководство регулятора обещало провести расследование дефолта облигаций "Агропродукта" и наказать всех виновных в течение одного месяца — до 21 апреля. Под прицел Госкомиссии попали все участники процедуры двух выпусков облигаций (серии А и В) на общую сумму 50 млн. грн. — сам эмитент, андеррайтер, а также рейтинговое агентство "Кредит-Рейтинг", которое проводило оценку платежеспособности "Агропродукта". Однако позже Николай Бурмака, ответственный за проведение расследования, неоднократно переносил его сроки, объясняя, что для анализа сложившейся ситуации недостаточно информации.

Тем временем некоторые проверяемые Госкомиссией структуры стали отрицать свою причастность к дефолту "Агропродукта". В частности, руководство "Кредит-Рейтинга", который в апреле прошлого года присвоил облигациям этой компании рейтинг "uaB+", практически сразу заявило, что их оценка предусматривала "высокую вероятность дефолта эмитента". А председатель наблюдательного совета "Агроэкспорта" Геннадий Жильцов еще летом обещал восстановить деятельность компании для того, чтобы рассчитаться с кредиторами. Однако на это, по подсчетам Жильцова, понадобится не менее трех-четырех лет.

Продолжение следует

Как уверяют чиновники Госкомиссии, проверкой банка-андеррайтера расследование облигационного дефолта "Агропродукта" не завершено. По словам Бурмаки, сейчас по-прежнему продолжаются ревизии "Кредит-Рейтинга" — единственного украинского агентства, чьи рейтинги официально признает регулятор. Несмотря на заверение руководства "Кредит-Рейтинга", участники рынка полагают, что одной из причин дефолта "Агропродукта" является необъективность присвоенного агентством облигационного рейтинга. "Андеррайтер действительно мог не знать о проблемах своего клиента, так как он всего лишь размещал ценные бумаги, которые до этого уже имели рейтинговую оценку "Кредит-Рейтинга" и были зарегистрированы в ГКЦБФР", — отмечает директор по развитию бизнеса инвестиционной компании "Он-лайн Капитал" Михаил Ройко. Однако, по словам фондовика, доказать вину рейтингового агентства в облигационном дефолте "Агропродукта" практически невозможно. "Кредит-Рейтинг" будет ссылаться на то, что его оценка предусматривала возможность дефолта — то есть, грубо говоря, можно было и не покупать эти облигации", — говорит Ройко.

Тем временем более серьезные проблемы могут возникнуть у самого "Агропродукта". Госкомиссия уже более чем полгода не может провести проверку этого предприятия. "Нас не допустили ни к документам "Агропродукта", ни к его должностным лицам", — сетует Бурмака. Чиновник не исключает, что если руководство "Агропродукта" и "Агроэкспорта" и дальше будет отказываться сотрудничать с Госкомиссией, последняя будет вынуждена прибегнуть к помощи правоохранительных органов.