Ритейл потянуло в глубинку

Основной тенденцией на рынке розничной торговли в 2006 году останется нехватка качественных торговых площадей. Украинские операторы ритейла, пользуясь временной отсрочкой глобальных конкурентов из-за рубежа, постараются занять как можно большие доли рынка

Основной тенденцией на рынке розничной торговли в 2006 году останется нехватка качественных торговых площадей. Украинские операторы ритейла, пользуясь временной отсрочкой глобальных конкурентов из-за рубежа, постараются занять как можно большие доли рынка. Кроме наиболее лакомых кусочков — больших городов, операторы будут готовиться к активной конкуренции в регионах — городах с населением 100-200 тыс. человек

По оценкам специалистов, на сегодняшний день спрос на торговую недвижимость вдвое превышает предложение. По-прежнему актуальна проблема землеотвода под строительство торговых площадей, законодательно в этом отношении ничего не изменилось. "Именно бюрократичность процедуры землеотвода и получения всех необходимых разрешительных документов сдерживает более активное развитие компании на рынке", — говорит директор ООО "Метро Кеш энд Керри Украина" Алексей Луха. Наиболее приемлемым, цивилизованным является на сегодняшний день способ выделения земельных участков посредством аукциона, тем не менее, далеко не всегда он практикуется.

И вширь, и ввысь

Развитие и расширение розничных торговых сетей начинает набирать темпы. По мнению специалистов, первичного насыщения рынка еще не произошло, не наступит оно и в 2006 году. Поэтому инвестирование розничной торговли как в столице, так и в регионах не теряет привлекательности. Одним из стимулов движения сетевых операторов в регионы, по мнению генерального директора "Украинской торговой гильдии" (УТГ) Вадима Непоседова, является ожидаемый в ближайшие несколько лет приход в Украину западных сетей. "Поэтому уже сейчас они (отечественные операторы. — Ред.) стремятся к повышению темпов развития и эффективности своего бизнеса, а также к завоеванию больших долей рынка", — говорит Непоседов. Вместе с тем в ближайший год лидерство национальных сетей сохранится — зарубежные компании, судя по всему, выжидают стабилизации политической обстановки в стране.

С активным ростом торговые сети будут совершенствовать технологии управления, внедрять ERP-системы. Так, о намерении к июлю 2006 года завершить внедрение интегрированного программного решения mySAP ERP уже заявила корпорация Fozzy Group. Компания "Квиза-Трейд" (оператор сети "Велика Кишеня") в 2006 году также закончит подготовку к запуску системы mySAP ERP в промышленную эксплуатацию. Председатель наблюдательного совета ОАО "Квиза-Трейд" Роман Лунин также указывает на качественный рост в отношениях сетей с кредитными организациями и инвестиционными компаниями. "Я уверен, что это будет год качественного скачка для лидеров отечественного ритейла. И это не дань моде или погоня за последними технологическими новинками, сейчас это уже необходимое условие для роста компаний", — говорит Лунин.

Лидеры столичного рынка супермаркетов, по прогнозу "Квиза-Трейд", сохранят свои позиции, а также продемонстрируют 50-100% роста. Так, Fozzy Group, открывшая в 2005 году 28 новых магазинов "Сильпо", настроена на двукратные темпы роста, ЗАО "Фуршет" намерено открыть еще 25 магазинов, тем самым расширив сеть примерно в 1,5 раза; ОАО "Квиза-Трейд" ("Велика Кишеня") планирует аналогичное расширение торговых площадей с увеличением продаж почти на 100%.

В сегменте гипермаркетов первенство сохранит немецкая "Метро Кеш энд Керри": компания за два года работы успешно ввела на украинский рынок 8 гипермаркетов и намерена поддерживать эти темпы роста. В формате дискаунтеров в столице снова-таки всех опережает Fozzy Group ("Фора", "Днепрянка"), в регионах же лидирует сеть "АТБ-маркет", насчитывающая 125 магазинов, представленных в 24 городах Украины. Новый год "АТБ-маркет" начала с открытия двух магазинов в Киеве, а в течение года планирует освоить еще 17 городов.

Все в одном

Среди столичных торговых и торгово-развлекательных центров конкуренция в последние годы сильно возросла. В борьбе за посетителей комплексы будут уделять все больше внимания и места развлекательным зонам для увеличения посещаемости и, как следствие, роста продаж.

Положительной тенденций в сфере девелопмента, по словам председателя правления ЗАО "Квадрат-Украина" Александра Овчара, является повышение профессионализма. "Об этом можно судить по проектам, которые недавно появились на рынке и которые заявлены к строительству, а также по активному участию наших компаний на крупнейших международных выставках",— говорит Овчар.

Дефицит торговых площадей будет способствовать росту арендных ставок в торговых центрах. В то же время, А. Овчар констатирует: "Этот рост несоизмерим с растущими расходами девелопера, вызванными высокой стоимостью земли на вторичном рынке, а также удорожанием строительства объектов. Поэтому постепенно будут расти и сроки окупаемости объектов торговой недвижимости".

Украинская торговая гильдия прогнозирует в ближайшие годы освоение крупными операторами городов с населением до 200 тыс. человек для открытия супермаркетов. В основном расширение существующих сетевых операторов будет происходить за счет строительства новых торговых центров. "Для этого уже почти все готово, и главное, что уровень благосостояния (а соответственно и покупательной способности) населения в этих городах значительно вырос за последние два года. Кроме того, конкуренция между торговыми сетями здесь существенно ниже, чем в Киеве, что делает этот бизнес чрезвычайно интересным", — считает В. Непоседов.

Рост торговых площадей в торговых центрах Киева, тыс. кв. м.

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

23

49

67

137

284

299

359

508

Прогноз предоставлен Украинской торговой гильдией