Россия никогда не пустит Украину на свои рынки

О перспективных проектах по поставкам украинской электроэнергии на внешние рынки рассказывает генеральный директор ГП "Укринтерэнерго" Олег Бугаев

О перспективных проектах по поставкам украинской электроэнергии на внешние рынки рассказывает генеральный директор ГП "Укринтерэнерго" Олег Бугаев

— Олег Анатольевич, в свете последних заявлений чиновников Минтопэнерго, "Укр-интерэнерго" могут назначить оператором поставок электроэнергии в Россию. Как вам такая перспектива?

— Анализировать целесообразность таких заявлений я не могу, контракт с россиянами пока не подписан. Отмечу лишь, что когда ранее НАЭК "Энергоатом" осуществляла экспортные поставки в Россию по низким ценам в счет нашего основного конкурента — ЗАО "Интер РАО ЕЭС", для нас это создавало определенные проблемы. Я получил тысячи писем и звонков, где одни компании предлагали свои услуги по экспорту дополнительных объемов, другие — задавали вопросы, почему для них экспорт осуществляется по более высоким ценам. Кроме того, в условиях демпинга цен украинская электроэнергия, которую предлагало "Укринтерэнерго" для Беларуси, оказалась неконкурентоспособной по сравнению с той, которую могло предложить "Интер РАО ЕЭС". Такая же ситуация складывалась и по Молдове. "Укринтерэнерго" было очень сложно конкурировать с "Интер РАО ЕЭС", которое имело ресурс по такой заниженной цене.

— Если не экспортировать в Россию, то подскажите тогда, какие рынки могут ее принять с учетом того, что у нас не хватает технических возможностей экспортировать на Запад?

— Эти вопросы нужно было решать до введения в эксплуатацию двух атомных энергоблоков. Сегодня, с учетом приостановки экспорта в Россию, нужно сделать анализ, во сколько обходится нам простаивание блоков как атомных, так и тепловых, какая себестоимость электроэнергии будет при экспорте и без него. И, конечно, главный вопрос — какой должен быть экспортный тариф? Ведь сегодня тариф закупки на внутреннем рынке Украины растет высокими темпами. Поэтому, если будет принято решение об экспорте в Россию, то, на мой взгляд, никто не сможет аргументировать экономическую целесообразность этого контракта. Ведь "Интер РАО ЕЭС" покупать у нас электроэнергию по ценам выше, нежели у себя на внутреннем рынке, не будет однозначно.

Сегодня украинская сторона имеет возможность поставлять электроэнергию в Беларусь. Однако, чтобы выйти на этот рынок, мы вначале должны будем пойти на условия, которые экономически не будут для нас привлекательны. Хотя отмечу, что работать на этом рынке для Украины будет более выгодно, нежели на российском. Сегодня мы совместно с концерном "Белэнерго" активно ведем работу в данном направлении. В начале июня Украина и Беларусь успешно провели эксперимент по ресинхронизации энергосистем. Две существующие межгосударственные линии электропередачи Чернобыльская АЭС — Мозырь и Чернигов — Гомель напряжением 330 кВт позволяют передать из Украины в Беларусь максимум 3-4 млрд. кВт-ч электроэнергии в год. В дальнейшем, если работа с белорусскими партнерами будет налажена, для организации стабильных поставок электроэнергии можно будет попробовать начать работу в параллельном режиме двух систем. Но это — на перспективу.

— А какие у нас еще есть перспективы экспорта электроэнергии в бывшие страны СНГ?

— Нами рассматривались возможности экспорта электроэнергии в Грузию. Конечно, мы понимаем, что технически экспорт будет организовать достаточно сложно. Во-первых, там существует единственная центральная линия 500 кВт Центральная-Enguri, которая может обеспечить поставки, но которая работает сегодня в нестабильном режиме. Вторая проблема — это получение разрешения от РФ на транзит. Пока что на наши запросы к российской стороне предоставить нам транзит через свою территорию от "Интер РАО ЕЭС" мы получили отказ. Да это, в общем-то, и понятно, Россия никогда не пустит Украину через свои территории на свои рынки. Ведь значительные объемы электроэнергии в Грузию из Дагестана направляются именно россиянами. В итоге получается, что мы "Интер РАО ЕЭС" пропускаем через свою территорию на молдавский рынок, в ответ Россия нас пропускать в Грузию отказывается.

— Как вы оцениваете перспективы перехода на синхронную работу украинской ОЭС с энергосистемами европейских стран?

— На встрече министра топлива и энергетики Ивана Плачкова с президентом Союза по координации и передаче электроэнергии UCTE Мартином Фуксом украинская сторона высказала четкую позицию. Объединение украинской энергосистемы с UCTE является для нашей страны приоритетным направлением на ближайшие годы. Поэтому сейчас будет вестись интенсивная работа по приведению энергетической системы Украины к требованиям, по которым работает Европа. Таким образом, Украина, в отличие от России, которая предлагает объединить совершенно разного качества энергосистемы от Лиссабона до Владивостока, пойдет путем интеграции в европейскую энергосистему. Мы считаем, что такой подход более цивилизованный, более надежный и безопасный. Тем более что у нас есть опыт работы Бурштынского энергоострова с UCTE. У нас уже около 3 млн. человек живут и работают по европейским правилам. Вы знаете, чем сегодня отличаются диспетчеры во Львове от диспетчеров в Киеве? Тем, что они разговаривают на четырех языках, то есть они полностью владеют технической лексикой на иностранном языке.

Сегодня, по пессимистическим прогнозам, объединение энергосистем Украины и Европы можно осуществить через 10 лет, по оптимистическим — через 4-5 лет. Для оценки технологического состояния украинской энергосистемы Евросоюз пообещал выделить 3 млн. евро, а также привлечь к данной работе западных специалистов. Интеграция энергосистем позволит нашей стране экспортировать до 4500 МВт электроэнергии. Это большие объемы!

— Олег Анатольевич, какие перспективы Украины экспортировать электроэнергию в Болгарию или, например, в Грецию?

— Болгарский рынок Украина потеряла тогда, когда Румыния приняла решение перевести потоки электроэнергии по ВЛ 400 кВт Молдавская ГРЭС — Вулканешты — Добруджа на подстанцию Исакча. Раньше мы договаривались с Молдовой об экспортных поставках украинской электроэнергии по существовавшей линии, шедшей прямо на Болгарию. Сегодня у нас такой возможности нет, поскольку, как я уже упоминал, линия Вулканешты — Добруджа разрезана и заведена на подстанцию Исакча. Сегодня Болгария успешно экспортирует электроэнергию в Румынию, Турцию, Грецию, Македонию, и поэтому она является больше нашим конкурентом, нежели нашим рынком.

Что касается рынка Греции, то она для нас закрыта. Чтобы "пройти" от нас в Грецию, нужно договариваться о нескольких транзитах через те же Румынию и Болгарию. Как известно, эти страны имеют собственные виды на данный рынок.