Российская экспансия. Украинский рынок легковых машин и грузовиков ждет неплохое будущее

В 1999 году, по оценкам информационно-аналитической группы "AUTO-Consulting", объем продаж легковых машин в Украине составил 83,5 тысячи единиц, при этом общая финансовая емкость рынка составила 1,7 — 2 миллиарда долларов, из них новых автомобилей — 780 м

В 1999 году, по оценкам информационно-аналитической группы " AUTO - Consulting ", объем продаж легковых машин в Украине составил 83,5 тысячи единиц, при этом общая финансовая емкость рынка составила 1,7 — 2 миллиарда долларов, из них новых автомобилей — 780 миллионов долларов. Средняя цена одного авто колебалась в районе 9400 у.е., тем не менее наблюдался прирост числа машин на 1000 жителей. Показатель вырос на 1,7 автомобиля. Эти цифры приводились в ходе работы 8-го Международного автосалона MAC '2000, SIA '2000, который работал в Национальном выставочном комплексе почти всю прошлую неделю

Киевское Мотор-Шоу вошло в двадцатку наилучших в 2000 году, по версии Всемирной организации автомобилепроизводителей (OICA). На выставке были представлены около 250 участников из 17 стран мира. Для этого немало усилий приложили организаторы выставки — Министерство транспорта, Госкомитет промышленной политики, Ассоциация украинских автомобилепроизводителей "УКРАВТОПРОМ", концерн "Укрпроминвест" и "АВТОЭКСПО". Кроме OPЕL, VOLKSWAGEN, RENAULT, VOLVO и некоторых других мировых лидеров, можно было полюбоваться на последние модели АВТОВАЗа, ГАЗа, ПАЗа, КамАЗа. Среди украинских участников — АВТОЗАЗ — DAEWOO, IVEKO-КрАЗ, ЛУАЗ, демонстрирующий ВАЗы и УАЗы, собранные в Луцке. Черкасский авторемонтный завод производит автобусы малого класса "Богдан" на базе агрегатов компании ISUZU, а также микроавтобусы-такси на основе ГАЗ-2705. Основные участники получили по одному дню для проведения показательных тестдрайвов, шоу, презентаций и пресс-конференций.

Выставка собрала не только автозаводы, но и компании, их обслуживающие. Это авторемонтные предприятия, представительства фабрик-производителей автохимии, поставщики комплектующих на различные АЗы, например Кременчугский колесный завод, производители моторных масел ведущих торговых марок (например, Mannol).

Трудно точно оценить, сколько было заключено выгодных сделок и выслушано интересных предложений, но их число достаточно велико. Больше всего это касалось улучшения работы прежних и создания новых СП по выпуску авто в Украине. Достаточно активно в этом плане ве-дет себя "АВТОВАЗ". В прошлом году доля его на нашем рынке составила 50,4%. К 2005 году тольяттинский завод, по словам вице-президента по маркетингу ВАЗа Владимира Кучая, планирует сохранить позиции и "вбрасывать" в Украину до 250 000 авто (в краткосрочной перспективе — до 150 000).

Интерес россиян не случаен. Волжский завод планирует разгрузить часть мощностей в Тольятти для увеличения выпуска машин семейства ВАЗ 2110 и НИВА 2123 и 2329. Производство заднеприводных автомобилей — это в основном модели 21099, 21093 и 2106 — будет перенесено в Украину. Как заявил начальник пресс-центра "АВТОВАЗа" Владимир Исаков, для этого у завода есть немалый ресурс — около 450 000 двигателей и столько же ходовых частей. Докомплектацию и сборку можно делать на наших заводах. По данным Владимира Кучая, "во времена СССР предприятия Украины поставляли нам комплектующих на 500 миллионов долларов, наши возможности на сегодня — 200-250 миллионов при средней цене автомобиля 3 — 3,5 тысячи". Это пока и дает те 150 тысяч машин, которые ВАЗ реализует в Украине. Со сборкой объемы пока не так велики. Пока 2,5 тысячи комплектов "девятки" Волжский завод направляет в ЛУЦК. Как сказал директор центра сборочных комплек-тов ВАЗа Владимир Дудин, всего завод получил 38 предложений по организации сборки, но отобрали всего

4-5. Основной критерий — наличие или возможность модернизации окрасочного комплекса. Проекты, аналогичные луцкому, готовятся для Ровенской и Херсонской областей, а Хмельницкий заинтересован наладить выпуск "шестерок".

"АВТОВАЗ", по-видимому, нашел общий язык и с "АВТОЗАЗ-DAEWOO". Осторожный оптимизм по проектам в Запорожье не позволяет делать вывод, заинтересованы ли россияне в приобретении пакета акций ЗАЗа. Сотрудничество возможно, говорят вазовцы, но никаких договоренностей по организации сборки пока нет, а основной проект пока в стадии проработки.

Практически все российские производители основным тормозом своего бизнеса в Украине называют постановление Кабинета министров №575, которое увеличивает возраст автомобилей, разрешенных к ввозу, до 8 лет. Невыгодно также платить НДС на границе, а не по факту поставки товара. Олег Свинарчук, вице-президент концерна "Укрпроминвест", уполномоченного агента "АВТОВАЗа" в Украине, считает, что налоги на импортные комплектующие должны быть на 40-45% ниже, чем ввозные пошлины на готовые авто. Только тогда сборка из комплектующих в Украине будет окупаться. Это предложение оформлено в виде законодательной инициативы и поддержано СП "АВТОЗАЗ-DAEWOO" и корпорацией

"УКРАВТО". Пока же, с учетом всех платежей, стоимость ВАЗ-21093, собранной в Луцке, составляет 4500 (оптовые поставки) и 4700 (в розницу) условных единиц, сообщил г-н Свинарчук. Подешевеют ли ук-раинские "Жигули" и семейство "ГАЗов", если комплектующие будут стоить дешевле? Предполагается, что да.