Рынок топлива "остывает"

Стоимость бензина в Украине закономерно снижается на сезонно падающем спросе. Но цены могут остановиться на месте, если Украина повысит ввозную пошлину на импортные нефтепродукты

Стоимость бензина в Украине закономерно снижается на сезонно падающем спросе. Но цены могут остановиться на месте, если Украина повысит ввозную пошлину на импортные нефтепродукты

В первой половине ноября украинские автомобилисты увидели "откат" цен на топливо на заправках. Он хоть и был незначительным, но коснулся всех регионов страны, кроме столицы. И стал вполне закономерной реакцией рынка на снижающуюся по традиционным сезонным причинам активность.

По данным инспекции по мониторингу цен Минэкономики Украины, бензин марки А-95 подешевел в 23 регионах страны. Падение цены составило от 0,3% в Винницкой (с 3,93 грн. до 3,92 грн.), Житомирской, Сумской, Херсонской (с 3,99 грн. до 3,98 грн.) — до 2,5% в Луганской и Тернопольской (с 4,00 грн. до 3,00 грн. за литр) областях.

При этом цены снизили практически все крупные операторы розничного рынка. Дизтопливо подешевело в диапазоне от 0,4% у "Укртатнафты" до 1,8% у WOG; А-76 — от 0,7% у "Лукойла" — до 2,2% у WOG; А-95 — от 0,5% у "НК Альянс", "Лукойла" и ТНК до 1,3% у WOG.

Таким образом, ноябрь на нефтерынке фактически закрепил тенденции конца октября, когда цены на бензин также последовательно снижались. Напомним, в третьей декаде предыдущего месяца цены на дизтопливо снизились в 23 регионах страны. А-95 подешевел в 25 регионах страны. Падение цены составило от 0,2% до 3,6%.

Далее, в случае сохранения статус-кво, бензин должен был бы продолжать дешеветь. Ведь нефтяное сырье как для украинских НПЗ, так и для российских и белорусских, в ноябре подешевело на $30 на тонне — до $370-390. А в декабре, как ожидается, снизится еще на $40.

Рынок меняется, тенденции — нет

Типичное для поздней осени поведение цен в ноябре показало — несмотря на существенное "переформатирование" украинского нефтерынка, его реакция на классические рыночные факторы не изменилась. Сезонный спад активности повлек за собой снижение цен. Глава НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко уверен — до конца года в Украине не будет повышения цен на нефтепродукты, и заявляет, что в январе они также останутся на уровне сегодняшних. В то же время он отметил, что, начиная с февраля, перед посевными будет "стандартное" повышение цен. "Как это и происходит каждый раз перед посевной и всеми полевыми работами, будет некоторое повышение цен", — сказал Ивченко.

Напомним, что расстановка сил на нефтерынке буквально за лето сильно поменялась. Уже несколько месяцев не выпускают продукцию два из шести НПЗ — Одесский и Херсонский. А Дрогобычский работает на минимальных оборотах. За время простоя НПЗ импортный бензин занял 30% украинского рынка. Он поступает в основном из России и Беларуси, в меньшей степени — из Литвы. Экономика его реализации привлекательнее по сравнению с продажей выпущенных на украинских НПЗ нефтепродуктов. Хотя бы потому, что в нее не закладывается $180 экспортной пошлины, которая уплачивается при поставках на украинские НПЗ российской нефти.

Сегодня "выплеснулись" конкретные последствия такого перекоса. Крупнейшей в Украине нефтедобывающей компании — "Укрнафте" — на двух аукционах на прошлой неделе не удалось продать ни тонны нефти. 15 ноября фактически провалился аукцион на Украинской межбанковской валютной бирже. Из заявленных 51,1 тыс. тонн нефти не было продано ни одной. На Украинской фондовой бирже из заявленных 52,9 тыс. тонн было реализовано меньше половины. Компания это напрямую связывает с тем, что сейчас отечественные НПЗ не заинтересованы покупать и перерабатывать нефть. По словам начальника управления реализации нефти, газа и продуктов нефтегазопереработки "Укрнафты" Андрея Куща, им невыгодно это делать в связи с наличием на рынке дешевого импортного продукта.

Помимо того, что два НПЗ не работают, а один — почти не работает, сокращают объем выпуска бензинов Лисичанский НПЗ, контролируемый ТНК-ВР, и Надвирнянский НПЗ, контролируемый группой ПриватБанка. И только Кременчугский НПЗ немного улучшил производственные показатели.

Президент ООО "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий подтверждает, что загрузка Лисичанского НПЗ сегодня меньше, чем обычно. Так, в ноябре на его мощностях планируется переработать еще меньше, чем в октябре — всего порядка 500 тыс. тонн (последнее время завод перерабатывал ежемесячно более 600 тыс. тонн). "Причина — отсутствие экономической привлекательности из-за засилья импорта на внутреннем рынке. И такая ситуация характерна для всех украинских НПЗ. Цены отечественных заводов не выдерживают конкуренции с низкими импортными ценами", — подчеркнул он.

Баланс сил может измениться

Угрожающую ситуацию заметили в Минэкономики. По информации замминистра Владимира Игнащенко, правительство Украины рассматривает возможность повышения ставки ввозной пошлины на светлые нефтепродукты. Сейчас импорт завозится по нулевой ставке. Этот механизм был введен во время кризиса на рынке этой весной — для того, чтобы сбить цены на бензин. По словам Игнащенко, установив низкий уровень ввозной пошлины, Украина "перегнула с открытостью внутреннего рынка". "Действительно, ввозится дешевый ресурс, и нефтеперерабатывающим предприятиям, особенно тем, где технологии устаревшие и степень переработки нефти недостаточно глубокая, сложно конкурировать. Вопрос будет рассмотрен в ближайшее время, поскольку он уже перезрел", — сказал Игнащенко. Однако следует отметить, что уровень ввозной пошлины на нефтепродукты определила Верховная Рада, и только она может принять обратное решение.

Производителям же импонирует позиция, которую заняло Минэкономики. Президент "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий говорит, что группа "ТНК-ВР" разделяет обеспокоенность правительства ситуацией на рынке и поддерживает намерения повысить размеры ввозной пошлины на нефтепродукты. По его информации, основной поток импорта нефтепродуктов (около 80%) идет из России и Беларуси, где нефтеперерабатывающие заводы получают российскую нефть без начисления экспортной пошлины. В связи с этим их продукция имеет значительное ценовое преимущество перед продукцией украинских НПЗ. Мозырский (Беларусь) и Мажейкяйский НПЗ (Литва) в технологическом плане значительно совершеннее даже лидеров украинской нефтепереработки — Лисичанского и Кременчугского НПЗ, что позволяет зарубежным производителям оттеснять украинский продукт на второй план, отметил топ-менеджер компании.

По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Сапрыкина, если Украина "прикроет" границу для импортного топлива, цены на нефтепродукты могут возрасти. Конкретный размер возможного повышения эксперты назвать затрудняются.

Как стало известно "Инвестгазете", недавно на встрече представителей власти и крупнейших участников украинского нефтерынка, состоявшейся в Минэкономики, обсуждался проект соответствующего постановления правительства, которое предусматривает повышение ввозной пошлины до действовавшего ранее уровня –25 евро на бензины и 20 евро на дизтопливо. Однако принятие документа "затормозило" Минтопэнерго. Оно опасается, что "прикрытие" границ разбалансирует рынок дизтоплива. По информации министерства, планы производителей по выпуску дизтоплива не позволяют "закрыть" весь рынок, и на нем может образоваться дефицит. Поэтому Минтопэнерго предложило не столь радикально повышать ввозную пошлину на дизтопливо, а хотя бы до уровня 11 евро на тонне.

Увеличение пошлин — вопрос практически решенный, это дело скорого времени — убежден эксперт консалтинговой компании UPECO Виталий Давий. Однако он считает, что такой шаг не приведет к резким изменениям на рынке. Сейчас при продаже импортного топлива операторы зарабатывают до 1,80 грн. на литре. Цена на украинском рынке все равно остается привлекательной, даже если расходы возрастут в связи с ростом ввозной пошлины, сказал он. Импорт может немного сократиться, но не уйдет с рынка полностью, убежден эксперт. Правда, тогда он не будет столь дешевым, и его экономика приблизится к экономике продажи топлива украинских НПЗ.

Нужно конкурировать

За то время, когда импортный бензин проникал на украинский рынок без ограничений, украинские нефтяники осознали реальную угрозу своим позициям. Возможно, именно это стимулировало НПЗ более активно заняться реконструкцией и модернизацией. Вслед за остановившимся на глобальную модернизацию Одесским НПЗ конкурентоспособность своей продукции захотела повысить и "Укртатнафта". По сообщению компании, в ближайшее время она начнет работы по организации и проведению тендера на разработку базовых проектов первого этапа модернизации. Ее цель — добиться соответствия бензинов и дизтоплива европейским стандартам. Для того чтобы содержание серы в нефтепродуктах было пониженным, завод построит установку гидроочистки бензинов, каталитического крекинга и реконструирует установку гидроочистки дизтоплива.

Возможно, улучшив за счет модернизации экономику выпуска нефтепродуктов, отечественные НПЗ вернут себе доминирующее положение на рынке. Пока же, ввиду преобладания импорта, поставки нефти в Украину в этом году сократятся, по подсчетам "Укртранснафты", на 4-5 млн. тонн (до 19-20 млн. тонн).