С пользой для дела

Пятый международный ялтинский форум в текущем году собрал рекордное количество участников и стал отражением тех проблем и процессов, которые имеют место на рынке. Пути решения этих проблем были очерчены в резолюции форума
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Пятый международный ялтинский форум в текущем году собрал рекордное количество участников и стал отражением тех проблем и процессов, которые имеют место на рынке. Пути решения этих проблем были очерчены в резолюции форума

В текущем году форум проводился в пятый раз. Собрание страховых и перестраховочных компаний было юбилейным, что обусловило и размах самого мероприятия. В общей сложности на форум прибыли 600 представителей из 25 стран мира — страховщики, перестраховщики, брокеры, аудиторы, представители органов государственной власти, ученые, эксперты.

Во время официального открытия президент ЛСОУ Александр Филонюк презентовал страховой рынок Украины участникам и гостям международного форума. По его словам, одним из наиболее важных показателей развития отрасли страхования является ее доля в ВВП, которая за прошлый год увеличилась на 5%. По состоянию на 1.07.05 г. на украинском страховом рынке работало 398 компаний, из которых 51 — по страхованию жизни. Из года в год растет капитализация страхового рынка. По состоянию на первое полугодие текущего года собственный капитал страховщиков составлял 12894,6 млн. грн., и по сравнению с аналогичной датой 2004 года этот показатель вырос в 1,5 раза. Общий объем уплаченных уставных фондов за 6 месяцев текущего года достиг отметки 6285,9 млн. грн. и относительно аналогичного периода 2004 года вырос в 1,4 раза.

Во время презентации было отмечено, что национальная страховая отрасль становится все более привлекательной для инвесторов — по состоянию на 1.06.05 г. в Украине работало 62 страховые организации с иностранным капиталом. Среди основных инвесторов были названы такие страны, как Великобритания, Польша, Россия, США, Кипр, Дания, Канада, Сирия, Австрия, Израиль.

Интернациональный состав участников сказался и на программе форума. В этом году тематика секций и круглых столов была тесно связана с международным сотрудничеством украинских и иностранных страховщиков. Последние с удовольствием делились опытом, рассказывая о становлении национальных рынков, а также о проблемах, характерных для разных этапов их развития. Впервые в этом году была внедрена традиция проведения отдельной секции "Развитие национальных страховых рынков мира", на которой был презентован опыт Польши. С докладами выступили представители регулятора этой страны, а также крупных страховых компаний, работающих на этом рынке. Как сообщили в оргкомитете форума, на участие в этой секции в следующем году уже поступили заявки от Германии и России.

Круглые столы затронули самые наболевшие темы для рынка. Одна из них рассматривалась на круглом столе по автомобильному страхованию и касалась проблемы внедрения "автогражданки". Учитывая, что так и не был введен контроль за наличием полисов ОСАГО, этот вид стал "ловушкой" для страховых компаний. Последние, вложив значительные инвестиции в развитие этого вида, так и не получили отдачи от вложенных средств. А что касается Моторно-транспортного страхового бюро Украины, этот орган заявил о грядущем банкротстве фонда гарантийных выплат в случае, если не будет отменена норма по возмещению убытков по незастрахованным транспортным средствам. Другая секция была посвящена проблемам перестрахования. Как известно, украинский рынок в значительной мере зависит от мировых перестраховочных рынков. Учитывая, что последние понесли серьезные убытки из-за разбушевавшейся в ряде стран стихии (особенно США), это может повлечь за собой рост цен на перестрахование как в мире, так и для украинских перестраховщиков. Кроме того, по мнению председателя правления перестраховочной компании "Лидер Ре" Аллы Волошиной, особое страховое законодательство в Украине порождает проблемы в развитии перестраховочных компаний. "Статус перестраховщика не определен вообще, а такие понятия как цедент, перестрахователь, ретроцессионер, ретроцессионарий и др. отсутствуют в законодательстве", — отметила она. По ее словам, требует законодательного определения и система урегулирования убытков. Также необходим единый подход к налогообложению страховых и перестраховочных компаний. На этом круглом столе также дискутировалась необходимость введения лицензирования перестраховочной деятельности, однако участникам заседания так и не удалось прийти к консенсусу относительно того, что необходимо лицензировать — саму операцию либо оператора. Например, по мнению президента СК "ЛЕММА" Сергея Чернышова: "Если говорить о лицензировании, то нужно лицензировать оператора". По его словам, чтобы украинский перестраховочный продукт работал, надо также урегулировать налогообложение. Налогообложение должно осуществляться после проведения операции, а транзитные операции налогооблагаться не должны.

На круглом столе по развитию и проблемам рынка страхования жизни и негосударственного пенсионного обеспечения завязался острый спор между представителями государства и страховыми компаниями по вопросам налогообложения в секторе страхования жизни, а также относительно участия СК в системе пенсионного обеспечения. Как известно, еще при старом правительстве были внесены предложения по изменениям в Закон "О негосударственном пенсионном обеспечении", которые свели к минимуму участие СК, позволив им работать по привлечению пенсионных денег только с вкладчиками НПФ.

Круглый стол по медстрахованию в очередной раз показал, что к реформированию существующей системы не готовы как сами медучреждения и государство, так и страховщики. По отзывам СК, на сегодняшний день нет утвержденных стандартов по оказанию медуслуг, а также тарификации. По словам директора СК "Ильичевская" Юрия Гришана, страховщикам приходится разрабатывать стандарты каждый раз при подписании договоров с различными медучреждениями, что в целом сказывается на уровне качества обслуживания застрахованных. Он также считает, что необходимо утвердить систему тарификации медуслуг — они должны стоить одинаково.

Кроме того, по отзывам страховщиков, проблемой является и отсутствие механизма контроля за деньгами, поступающими в медучреждения от СК, их использования на цели повышения качества оказания платных страховых услуг.

Аналогичная ситуация сложилась и с сельхозстрахованием, которое на сегодняшний день слабо развито и требует установления четкого механизма компенсации сельхозпроизводителям расходов на страхование со стороны государства.

По итогам проведенных обсуждений была принята резолюция форума, которая воплотила в себе все оговоренные проблемы и определила направления их решения.

Основные положения резолюции V Международного ялтинского форума участников страхового рынка:

- Обеспечить детальное рассмотрение налоговых вопросов, связанных с системой налогообложения страховой деятельности, перестраховочных операций, договоров страхования жизни и гармонизировать налоговое законодательство Украины с общими правилами, установленными в странах ЕС.

- Рекомендовать правительству Украины шире привлекать страховые компании по страхованию жизни к работе на третьем (добровольном) уровне пенсионного обеспечения.

- С целью свободного выхода украинских компаний на международный рынок перестрахования в качестве перестраховщиков усовершенствовать национальное законодательство путем изменения сроков расчетов и механизмов осуществления выплат.

- Учитывая опыт стран ЕС, совершенствовать законодательство Украины, касающееся перестрахования, в части лицензирования перестраховочных компаний.

- Активизировать процесс подготовки законодательной основы, регулирующей деятельность страховых организаций в системе медицинского страхования, и провести слушания относительно модели и механизмов медицинского страхования в Украине.

- Применять в украинской практике страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств европейскую практику контроля за наличием полисов со стороны представителей государственных органов исполнительной власти, что позволит улучшить внедрение этого вида страхования.

- Создать благоприятные условия деятельности страховых посредников путем эффективной имплементации основных принципов, соответствующих стандартам Европейской федерации страховых посредников (BIPAR), касающихся вознаграждения брокера.

- Инициировать изменения в законодательстве Украины, позволяющие применять стандартные правила и согласованные процедуры в страховании и перестраховании гражданской ответственности за ядерный ущерб.

- Рекомендовать Украинскому ядерному страховому пулу обратиться к ядерным пулам других стран с целью сотрудничества и выхода на мировой рынок перестрахования ядерных рисков в качестве перестраховщика.

- Украинским страховым компаниям, занимающимся страхованием сельскохозяйственных рисков, активизировать усилия по развитию обязательного страхования сельхозкультур. Считать целесообразным расширение количества участников пула страхования агрорисков.