"Сибирский берег" купил украинскую фабрику

В июне нынешнего года группа компаний "Сибирский берег" (г. Новосибирск) приобрела днепропетровскую фабрику чипсов "Кристалл плюс". Сумма сделки составляет более $2 млн. В планах россиян — за пару лет значительно увеличить производство продукции и выйти

В июне нынешнего года группа компаний "Сибирский берег" (г. Новосибирск) приобрела днепропетровскую фабрику чипсов "Кристалл плюс". Сумма сделки составляет более $2 млн. В планах россиян — за пару лет значительно увеличить производство продукции и выйти на второе место по объемам продаж. "Старожилы" рынка отнеслись к появлению конкурента вполне спокойно. По их мнению, занять серьезную нишу "Сибирскому берегу" будет не так просто — для этого потребуются немалые капиталовложения, да и решить сырьевые проблемы под силу далеко не многим компаниям

До прихода нового собственника фабрика "Кристалл плюс" выпускала чипсы под торговой маркой "Классик". Россияне пока не называют торговую марку продукции, которая будет производиться на фабрике. Сообщают лишь, что первую партию товара в объеме 2 тыс. тонн изготовят уже в августе нынешнего года. Неизвестна также и дальнейшая судьба бренда "Классик", который достался "Сибирскому берегу" "в нагрузку" с производственными мощностями.
Обращают на себя внимание достаточно амбициозные планы компании в отношении украинского рынка сухих закусок. А именно: за ближайшие три года довести ежегодный объем производства до 6 тыс. тонн в месяц и стать вторым по величине производителем сухих закусок в Украине. Безусловно, рынок, емкость которого составляет не менее $ 400 млн., очень привлекателен для инвесторов. В 2003 году объем продаж чипсов, продуктов экструзионной технологии, сухариков, соленых орешков и прочих пивных закусок возрос, по оценкам компании "АВК", на 35%. В то время как российский рынок этих продуктов ежегодно растет не более чем на 15%.
Понятно, что предприимчивые компании не упустят возможности подзаработать на желаниях потребителей. Украинские производители на протяжении последних четырех лет осваивают этот рынок семимильными шагами. Интересно, что первыми нашли и освоили перспективную нишу кондитерские компании. В 1999 году на рынке сухих закусок заявили о себе "Крафт Фудз" и "АВК". Вероятно, жесткая конкуренция в среде кондитеров научила держать руку на пульсе. В нынешнем году вышли на рынок ООО ПКФ "Золотое руно" со снэками, изготовленными на основе сулугуни. Заметно активизировалась компания Frito Lay (чипсы ТМ Lay's).
И хотя "Сибирский берег" — не новичок на этом рынке (нашему потребителю уже знакомы сухарики "Компашки", "Кириешки", "Бомбастер"), отечественные эксперты к заявлениям россиян отнеслись скептически. Лидерство на рынке сухих закусок стоит недешево. В частности, компания "Крафт Фудз", занимающая примерно 80% украинского рынка чипсов, вложила в реконструкцию и модернизацию производства свыше $15 млн. К сожалению, представители "Крафт Фудз" дипломатично воздержались от комментария по поводу позиции россиян. Отметили лишь, что одна из проблем игроков — нестабильность украинского рынка сырья.
Кстати, это уже отразилось на предшественнике "Сибирского берега" — российском гранде снэкового рынка ЗАО "Бриджтаун Фудс" (ТМ "Три корочки", "Делмор" и др.), арендовавшем производственные линии на фабрике "Кристалл плюс". Компания вышла на украинский рынок в 2002 году и к маю 2003 года наладила производство сухариков в объеме 3 тыс. тонн в месяц. Однако впоследствии компания отказалась от покупки фабрики именно по причине проблем с сырьем.
Понятно, что в данной ситуации существенное преимущество у производителей, располагающих собственной сырьевой базой, а таковой у "Сибирского берега" пока нет.