Скандальный "ЗАлК"

Попытка продать на тендере 68,01% акций монопольного украинского производителя первичного алюминия — Запорожского алюминиевого комбината — превратилась в скандал года. Вначале ничто не предвещало провального конца. На покупку этого пакета претендовали вос

Попытка продать на тендере 68,01% акций монопольного украинского производителя первичного алюминия — Запорожского алюминиевого комбината — превратилась в скандал года. Вначале ничто не предвещало провального конца. На покупку этого пакета претендовали восемь компаний. Две из них — Внешнеторговая фирма "КрАЗ" и компания "Итера-Украина" — выбыли из борьбы в первом туре как не соответствующие понятию "промышленный инвестор". Процедурно тендерная комиссия сработала качественно, и придраться на этом этапе конкурса с юридической точки зрения было не к чему

Однако после того как три главных претендента на победу в тендере — "Николаевский глиноземный завод", "Братский алюминиевый завод" и Объединенная компания "Сибирский алюминий", аффилированные с российским холдингом "Русский алюминий", сняли свои заявки, события вокруг продажи "ЗАлКа" начали развиваться в жанре вестерна. Оставшиеся претенденты — консорциум "Металлургия", российская компания "АвтоВАЗ-инвест" и сумское НПО им. Фрунзе должны были продолжить бороться между собой за акции алюминиевого комбината.

Однако перед подведением окончательных результатов конкурса в Фонд госимущества приехал глава Запорожской облгосадминистрации Алексей Кучеренко. Он настаивал на возобновлении участия в конкурсе не допущенных ранее заявок компаний "Итера-Украина" и ВТФ "АвтоКрАЗ", ссылаясь при этом на письмо премьер-министра Виктора Ющенко. Кроме того, он вывел из состава тендерной комиссии представителя облгосадминистрации и ввел себя. В результате определение окончательного победителя было перенесено на один день, а обе ранее выбывшие из конкурса компании допущены к заключительному его этапу.

Члены тендерной комиссии прямо не указывают, по каким причинам они изменили свое решение, но признают, что были вынуждены сделать это из-за политического давления "сверху". Итоги конкурса стали сенсацией: победителем была признана внешнеторговая фирма "Кременчугский автомобильный завод", которая предложила за 68% акций "ЗАлКа" $101,5 млн. — это в два раза больше того, на что рассчитывал глава ФГИУ Александр Бондарь. Однако если бы история с продажей комбината закончилась на этой высокой ноте, можно было бы говорить об удачно проведенном тендере, хотя и с процедурными огрехами.

На самом деле никто из специалистов не поверил в то, что ВТФ "КрАЗ" сможет заплатить столько денег. Тогда в печати появилась информация, будто ВТФ "КрАЗ" участвовал в конкурсе по договоренности с известной швейцарской компанией Glencore, готовой заплатить за пакет эти деньги. Однако швейцарцы опровергли данную информацию. После того как победитель предоставил гарантию по оплате акций мало кому известного банка, стало понятно, что денег не будет. Напоследок в самый канун Нового года председатель Антимонопольного комитета заявил, что не даст разрешения ВТФ "КрАЗ" на приобретение пакета, поскольку он не отвечает понятию "промышленный инвестор".