Сколько стоит инвесткомпания

ИФГ "Сократ" заявила о продаже части своего бизнеса. Информацию о новых акционерах и планируемую цену сделки в компании не разглашают, однако, по оценкам экспертов, цена 50%-ного пакета акций могла бы составить около $10-15 млн. При этом оценить инвестици
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

ИФГ "Сократ" заявила о продаже части своего бизнеса. Информацию о новых акционерах и планируемую цену сделки в компании не разглашают, однако, по оценкам экспертов, цена 50%-ного пакета акций могла бы составить около $10-15 млн. При этом оценить инвестиционную компанию — непростая задача, поскольку подобные прецеденты в украинской практике отсутствуют

Инвестиционно-финансовая группа "Сократ" на данный момент ведет переговоры с несколькими стратегическими инвесторами относительно их вхождения в акционерный капитал компании. Цель первого в Украине частного размещения акций инвестиционной компании объясняют необходимостью увеличения капитала группы и внедрения новых технологий ведения бизнеса.

В другой крупной инвестиционной компании Concorde Capital один из собственников решил выйти из бизнеса. Джон Саггитт объясняет свой уход расхождением во взглядах с партнером по компании Игорем Мазепой. Известно, что г-н Саггитт продает свою долю, но при этом не уточняет кому именно. Участники фондового рынка предполагают, что в компанию будет привлечен внешний инвестор. При этом в обоих случаях эксперты затрудняются оценить инвестиционный бизнес компаний.

Непростая задача

Оценить украинскую инвестиционную компанию непросто. Основная причина — отсутствие публичной истории. Акции ни одной из украинских инвестиционных компаний не котируются на биржах. К тому же в Украине отсутствуют реальные примеры продажи подобных компаний. Финансовый аналитик компании Deloitte Юрий Ковальчук считает, что для проведения оценки инвестиционной компании, в первую очередь, необходимо определить род ее деятельности. "Принято различать следующие категории компаний: во-первых, инвестиционные банки, которые предоставляют консультационные услуги и разрабатывают сопутствующие продукты в области привлечения финансирования, как долгового, так и за счет продажи собственного капитала, а также проведение сделок слияний и поглощений; во-вторых, инвестиционные фирмы и компании, оказывающие консультационные услуги, услуги по управлению активами и брокеридж; в-третьих, инвестиционные фонды, работающие за счет привлечения частного капитала, который в последствии, как правило, инвестируется в приобретение акций компаний, которые обеспечат максимальный возврат на вложенные средства; холдинговые компании, стоимость которых зависит от стоимости каждой отдельно взятой инвестиции", — объясняет г-н Ковальчук.

В то же время, по утверждению экспертов, для оценки инвестиционных компаний используются общепринятые подходы. "Инвестиционные компании оцениваются, как и любой другой бизнес, с тем лишь отличием, что в инвестиционных компаниях очень сложно оценить человеческий ресурс, который приносит основную долю добавочной стоимости. При определении стоимости инвестиционной компании учитываются также такие параметры, как активы, пассивы, клиенты, бренд, специалисты, репутация. Следует также сказать, что чем крупнее компания и дольше ее история, тем сложнее оценить компанию, так как требуются бoльшие затраты на проведение финансового и юридического аудита", — считает генеральный директор фондовой компании "Инициатива" Сергей Качан. Важным моментом для стратегического инвестора при этом является доля инвестиционной компании на рынке.

По мнению главы ИК Dragon Capital Дмитрия Тарабакина, "на самом деле покупается не компания сама по себе, а определенная доля рынка и база клиентов данной компании". При этом определение стоимости всех финансовых компаний имеет аналогичный принцип. "Оцениваются капитал компании и способность наращивать этот капитал на протяжении определенного периода времени. При этом большое значение имеет показатель возврата на вложенный капитал. Логика при этом следующая: если компания генерирует 30% в год, то, соответственно, цена продажи будет равна стоимости ее капитала, умноженной на три и т. д.", — рассказывает г-н Тарабакин.

Особенности оценки

Однако есть и особенности, определяющие методологию оценки инвестиционных компаний. К примеру, доходы инвестиционных компаний состоят как из фиксированных гонораров, так и из гонораров, размер которых зависит от успешности того или иного проекта, сделки (success fees), что осложняет прогнозирование доходов, и, соответственно, придает данному процессу больше субъективизма со стороны оценщика. Еще более важным фактором, который определяет успех или неудачи инвестиционных компаний, являются человеческие ресурсы. Поэтому в отличие от других индустрий, где человеческий фактор не столь значителен, при оценке инвестиционных компаний затраты, связанные с поиском, обучением, развитием профессиональных кадров, можно капитализировать. "Стоимость инвестиционных компаний определяется с учетом стоимости профессиональных кадров, при этом стоимость человеческих ресурсов будет выше, если текучесть кадров ниже и наоборот, так как данный показатель напрямую влияет на продолжительность срока работы сотрудника в компании. Помимо этого, чем выше затраты на подготовку, обучение, развитие и т. п. сотрудников компании, тем выше стоимость человеческих ресурсов, а следовательно, и инвестиционной компании в целом", — объясняет Юрий Ковальчук.

Именно поэтому многие специалисты считают, что покупать инвестиционную компанию особого смысла нет, так как проще купить отдельных специалистов. "Да, у нас есть капитал, которым мы торгуем и которым мы рискуем, но основной наш актив — это люди. Тогда какой смысл покупать компанию, если можно просто купить людей. Если возникает необходимость продажи инвестиционной компании, то коэффициенты мультипликации в таких случаях очень низкие. Все зависит от того, как стороны договорятся между собой. Неоднократно в мировой практике случались примеры того, как после покупки компания начинала терять прибыльность по причине того, что персонал покидал данную компанию", — говорит директор аналитического департамента компании Millennium Capital Сергей Лесик.

Выход из подобных ситуаций участники рынка видят в применении системы партнерства, при которой доход ключевых менеджеров в значительной степени зависит от стоимости компании.

Осторожный вход

Однако частичная покупка инвестиционной компании, по мнению участников рынка, может стать вариантом для "нерезидентов", не определившихся в своем желании работать на конкретном рынке или с конкретным партнером. Поэтому изначально могут рассматриваться варианты ограниченного входа и условие выкупа назад своих долей основными акционерами компаний. "Это как полурешение о входе, потому что серьезный вход на рынок — это как минимум наличие собственного офиса. Я считаю, что для "Сократа" private placement — это либо осторожный вход внешнего инвестора на украинский рынок, либо одна из форм финансирования. Если же рассматривать привлечение средств как форму финансирования, то здесь могут быть разные варианты. Компания может привлечь средства с условием вернуть эти деньги с определенным наваром, например, через пять лет. Также в контракте может быть прописано условие опциона (условие в договоре, которое дает право покупателю совершить покупку или продажу актива по фиксированной цене в будущем) либо двойного опциона (условие в договоре, которое предусматривает право покупателя либо продавца акций отказаться от сделки с уплатой ранее обусловленной неустойки)", — считает Сергей Лесик.

В качестве примера можно взять сделку по выкупу 60% акций российской Объединенной Финансовой Группы немецким Deutsche Bank. Тогда инвестбанк был оценен в $700 млн., и данная сделка стала одной из крупнейших в финансовом секторе России. Напомним, что 40% ОФГ были куплены еще в 2003 году. При этом в договоре было прописано условие, согласно которому предусматривались механизмы как увеличения доли немецкого партнера, так и "развода". Как считают участники рынка, аналогичная схема продажи возможна и в случае "Сократа".