Слушать за деньги

Украинские артисты и представляющие их интересы лейблы пытаются наладить механизм выплаты роялти компаниями, использующими их творчество с целью получения коммерческой выгоды. Хотя законодательно такой механизм существует, собирать "мзду" с телеканалов, р

Украинские артисты и представляющие их интересы лейблы пытаются наладить механизм выплаты роялти компаниями, использующими их творчество с целью получения коммерческой выгоды. Хотя законодательно такой механизм существует, собирать "мзду" с телеканалов, радиостанций или ночных клубов украинские звезды смогут в лучшем случае лет через десять

Очень часто от артистов приходится слышать о том, что, работая на Западе, где система получения артистом доходов более совершенна, они зарабатывали бы в несколько раз больше, чем в Украине. Олег Скрипка ("Вопли Видоплясова") рассказал, что несколько месяцев назад выступал на телевидении во Франции. "Мало того, что мне заплатили гонорар за саму съемку, так уже по возвращении в Украину на мой счет приходили деньги за каждую трансляцию выступления. У них это "в крови", в то время как нашим все время надо доказывать, что нужно платить за то, на чем они зарабатывают деньги", — говорит Скрипка. Павел Гудимов ("Океан Ельзи") поделился, что определенные отчисления им приходили за выступления на канале ОРТ в России. В Украине ситуация с использованием фонограмм артистов в коммерческих целях обстоит немного по-другому.
Даже если вес артиста в украинском шоу-бизнесе достаточно велик, договор с крупными каналами и радиостанциями строится на так называемых "взаимовыгодных" условиях. Проще говоря — "если уж мы "крутим" ваши песни, то делаем это бесплатно". Подобные договоры, к примеру, рекомендует заключать "Ассоциация сетевых телерадиовещателей Украины", в которую входят "Новий канал", ICTV, "СТБ", "М1", "Наше радио", Радио "Люкс" и "Хіт-FM".
Что же касается начинающих и не очень известных музыкантов, то вопрос о выплате роялти здесь даже не поднимается. Совсем наоборот: артист или лица, его представляющие, сами доплачивают, чтобы он был услышан зрителями (слушателями). Например, на музыкальном канале "M1" стоимость одной платной трансляции видеоклипа стартует с $50.
Впрочем, если отношения артистов с телеканалами или радиостанциями по крайней мере формально выписаны, то с другими потенциальными плательщиками роялти дело обстоит намного сложнее. Обзвонив несколько киевских клубов и ресторанов, мы получили приблизительно один и тот же ответ на вопрос о том, платят ли они роялти: "Нет, конечно, никто ведь не платит". В некоторых из них, например, в клубе "Бинго", только заслышав фразы "авторские права" и "роялти", сразу бросали трубку. Вопрос с выплатой роялти магазинами или заведениями общепита у нас, понятно, обстоит еще сложнее.
Как свидетельствует мировой опыт, решить эту проблему способны только мощные структуры, представляющие авторские права артистов. В Украине такие полномочия имеют три организации — Всеукраинское объединение субъектов авторских и смежных прав "Оберіг" и два объединения рекординговых компаний — "Украинский музыкальный альянс" (УМА) и "Украинская лига музыкальных прав" (УЛМП). По решению Министерства образования и науки Украины "Альянс" будет заниматься сбором платы в сфере теле-радиовещания, "Лига" — в сфере общепита, обслуживания, транспорта и т. д. Впрочем, пока влияния этих структур на решение проблем с выплатами роялти явно недостаточно.

Справка

Согласно постановлению Кабмина размер вознаграждения (роялти) за использование опубликованных в коммерческих целях фонограмм (видеограмм) составляет 2% от месячной прибыли структуры, которая их использует. Кроме телеканалов и радиостанций, плательщиками роялти также являются предприятия общественного питания (рестораны, бары, кафе, столовые и т. д.), торговые учреждения (в том числе торговые палатки, столы, стенды), гостиницы и предприятия сферы услуг

Комментарии

Павел Гудимов, бывший участник группы "Океан Ельзи":

— Роялти — идеальный способ отслеживания использования авторских прав. Но у нас он заработает не раньше, чем через 10 — 15 лет. В Украине известные исполнители подписывают со многими "весомыми" телеканалами и радиостанциями так называемые "бескорыстные" договоры, согласно которым последние транслируют записи бесплатно. Эта система похожа на взаимовыручку. Что же касается начинающих команд, то их взаимоотношения строятся на "пайковой" системе, когда не радиостанция или телеканал перечисляет деньги артисту, а наоборот, сам исполнитель платит каналу за "прокрутку" его произведения.

Анна Штефан, юрист ООО "Юрилайт" (специалист по авторскому праву):

— В шоу-бизнесе главная проблема заключается в том, что роялти как вид вознаграждения платится только при пользовании продуктом. Однако, кроме пользования, еще бывает отчуждение прав, то есть их продажа навсегда. Довольно часто встречаются договоры, в которых речь идет о том, что какой-то автор песни продает все свои авторские права на это произведение, и почему-то написано, что он получает за это роялти. Выплата роялти намного проще для того, кто приобретает права, так как роялти — это не сиюминутные отчисления от полученной прибыли. Также встречаются случаи, когда в договоре указано о том, что права передаются на "срок их охраны". Однако на самом деле компании имеют в виду то, что права передаются навсегда, а пишут "на срок их охраны". И очень часто артисты не знают, что при иной формулировке они имели бы право получать роялти на протяжении всей своей жизни, еще 50 лет после смерти по смежным правам, 70 — по авторским.