Совковое прошлое и европейское будущее

Так сложилось, что отечественный рынок цельномолочной продукции в начале нынешнего века стал более интересен иностранцам. События последнего года доказывают, что окончательный передел молочного рынка обойдется без участия украинских собственников. В перво

Так сложилось, что отечественный рынок цельномолочной продукции в начале нынешнего века стал более интересен иностранцам. События последнего года доказывают, что окончательный передел молочного рынка обойдется без участия украинских собственников. В первой половине 90-х, когда украинские молокозаводы — сплошь арендные или коллективные предприятия — ничего кроме традиционных молока, кефира и сметаны в соответствующей советским традициям таре выпускать не умели, красивые картонные коробочки молока Parmalat производили на потребителя неизгладимое впечатление. Еще вспоминается, как поражал месячный срок хранения этой продукции.

Именно итальянская компания Parmalat первой из западных компаний проявила интерес к украинскому рынку цельномолочной продукции. Созданное ею в начале 90-х СП "Одиталлат" занималось переработкой молока. Поработав несколько лет на рынке, Parmalat решил стать собственником одного из украинских молочных заводов. В качестве потенциальных объектов покупки рассматривался также и Киевский городской молочный завод №2 (нынешний "Галактон"). Однако позже Parmalat отказался от своих намерений, объяснив, что работать на украинском рынке для него бесперспективно.

Попытки заниматься переработкой молока были и у шведской компании Tetra Pak. Кстати, в те годы украинские потребители молоко долгосрочного хранения так и называли — "тетрапак". В 1996 году компания планировала связать свою деятельность с молочным заводом в Павлограде (ныне выпускающим продукцию под торговой маркой "Фанни"). Впрочем, как и Parmalat, шведы впоследствии отказались от участия в молочном бизнесе в Украине. А Сергей Глущенко — один из сотрудников украинского Tetra Pak, принимавший непосредственное участие в поиске площадок для молочного производства, впоследствии стал генеральным директором молочной корпорации "Фанни".

Причин, по которым иностранцы не смогли закрепиться на нашем "непаханном" еще рынке молочной продукции, несколько. Во-первых, рядом был громадный по своим возможностям российский рынок. Во-вторых, в вопросах ведения бизнеса россияне ушли на несколько лет вперед, приблизившись к общемировым стандартам. Это значительно упрощало взаимопонимание и переговоры по созданию совместного бизнеса. И в-третьих, нельзя сбрасывать со счетов отсутствие макроэкономической стабильности в стране. Только за период с 1996 года — с момента введения в оборот и до 1998 года гривня подешевела по отношению к доллару почти в три раза. Падение украинских денег вкупе с инфляцией уменьшали покупательную способность населения, что не добавляло оптимизма европейцам. А после финансового кризиса 1998 года они вообще определили наш рынок как бесперспективный.

За прошедшее с тех пор время их место заняли другие, а именно — россияне, и только сейчас все эксперты заговорили о "втором пришествии" западных компаний на украинский рынок.

Интерес по-французски

Французская группа Lactalis в Европе специализируется на производстве сыров. Ежегодно перерабатывает 6,9 млрд. литров молока на 81 предприятии. На отечественном рынке Lactalis присутствует с 1996 года. Компания "Lactalis Украина" сначала специализировалась на производстве промышленных товаров: масла, казеина, позже перепрофилировалась на цельномолочную продукцию. В настоящее время прочно занимает нишу творожных десертов. Эксперты оценивают рыночную стратегию "Lactalis Украина" как очень удачную, главная особенность которой — инновационность. Под торговой маркой President "Lactalis Украина" каждый год выводит ряд новых продуктов.

В последнее время французских "молочников" все чаще связывают с еще одним лидером молочного рынка Украины — компанией "Билосвит-Умань", которая принадлежит инвестиционной компании Food Master International. FMI создана в 1997 году под гарантии правительства США компаниями Agribusiness Partners International и Developed Technology Resources. Целью ее создания с самого начала было инвестирование в молочные производства стран СНГ. Ей принадлежат молокоперерабатывающие предприятия в Казахстане и Молдове. На украинский рынок компания пришла в 1998 году. Покупка именно в этот период молокозавода в Умани была своевременным шагом. "Билосвит Умань" сразу стала лидировать на одесском и киевском рынках. Но хотя в настоящее время она и остается успешной на одесском рынке, на столичном — значительно сдала свои позиции. Как утверждают "молочники", тех надежд, которые возлагал Food Master на эту компанию, она не оправдала. Рост продаж в последние два года значительно замедлился.

Когда стало известно об образовании российского молочного холдинга "Юнимилк Украина" (читай статью "Агрессоры в белых фраках"), на рынке появилась первая информация о том, что Food Master продает "Билосвит Умань" группе Lactalis. В настоящее время инвестиционная компания Food Master International, которой принадлежит ЗАО "Билосвит-Умань", осуществляет сделку по продаже французам своих казахских предприятий. Продажа "Билосвит-Умань" — одно из условий этой сделки. Как отмечают эксперты, вопрос о переходе уманского предприятия в собственность Lactalis должен решиться до конца нынешнего года.

Вероятен также скорый приход в Украину других иностранных компаний, в стратегические планы которых она пока еще не входила. Например, пристально исследует рынок немецкая компания Ehrmann. А вот Danone, стратегия которой на украинском рынке заключалась в построении сильной сети дистрибуции, вплотную занялась поиском производственных площадок. Так, более года назад французы вели переговоры со Львовским гормолокозаводом о выпуске на мощностях этого предприятия глазированных сырков. Однако тогда дальше переговоров дело не пошло. А в середине августа нынешнего года было объявлено о том, что Danone начнет производство продукции на мощностях ОАО "Ковельмолоко". Маловероятно, чтобы французский Danone перекупил луцкое предприятие у "Западной молочной группы". Тем не менее, как полагают эксперты, для ОАО "Ковельмолоко" контракт с французским пищевым концерном выгоден прежде всего для улучшения собственного имиджа.

К слову, стратегию ОАО "Ковельмолоко" — довольно сильного игрока цельномолочного рынка — эксперты оценивают как неудачную или говорят о ее полном отсутствии. Предприятие контролируется луцкой группой компаний "Континиум" через созданный в 2003 году Торговый дом "Западная молочная группа". Генеральным директором "Континиума" до апреля 2002 являлся народный депутат Украины, член Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности 36-летний Игорь Еремеев. В настоящее время он занимает пост почетного президента группы компаний "Континиум".

Будучи еще в начале десятилетия монополистом в западном регионе, "Западная молочная группа" и ее цельномолочные бренды стабильно теряют свои позиции. В составе группы работают фактически два — три предприятия, а остальные превратились в сырьевые единицы.

Отсутствие определенности в стратегии "Западной молочной группы" можно объяснить. Молочный бизнес для "Континиума" — второстепенный. Группе принадлежат 43% НПК "Галичина" и главное направление ее деятельности — нефтепродуктовый рынок.

Паспорт рынка

Оборот рынка цельномолочной продукции — 3 млрд. грн.

Оборот рынка (вместе с сыром, молочными консервами, промышленной группой товаров) — более $1 млрд.

Количество предприятий — около 200.

Сырье. В 2003 году было переработано 7,5 млн. тонн молока. На производство цельномолочной продукции ушло 18% сырья, сыров — около 30%, мороженого, сухого обезжиренного молока, масла, казеина — 52%

Паспорта ведущих молочных компаний Украины

"Юнимилк Украина"

В ассортиментный портфель российской компании "Юнимилк" входят 12 брендов.

В ее составе — 12 молочных предприятий, в том числе крупнейший в Санкт-Петербурге комбинат "Петмол", а также "Самаралакто" и "ЛипецкМолоко". Годовой оборот компании составляет около $260 млн.

"Вимм-Билль-Данн"

Компании принадлежат 24 производственных предприятия в 20 регионах России и СНГ с персоналом около 18 000 человек. В ассортиментном портфеле — 1100 наименований молочных продуктов, 170 видов соков и сокосодержащих напитков.

Годовой оборот компании — около $1 млрд.

Lactalis-Украина

Французская группа Lactalis имеет 66 заводов во Франции и еще 15 предприятий в других странах Европы. В ассортиментном портфеле компании — 6 основных торговых марок. Помимо сыра и других молочных продуктов, компания Lactalis также владеет мясоперерабатывающими предприятиями. Годовой оборот группы составляет $6,6 млрд.

"Западная молочная группа"

В ТД "Западная молочная группа" кроме ОАО "Ковельмолоко" входят 17 территориальных филиалов в областных центрах Украины и 11 молокоперерабатывающих предприятий. В том числе ОАО "Львовский гормолокозавод", ОАО "Владимир-Волынский комбинат молочных продуктов", ОАО "Дубномолоко", ОАО "Винницкий гормолокозавод", ОАО "Бродовский завод сухого обезжиренного молока", "Артемовский молокозавод", ОАО "Волынская маслосырбаза", ОАО "Гороховский сырзавод" и еще несколько предприятий по производству казеина, сухого молока и масла. Группа владеет 5 торговыми марками: "КОМО", "Гурманіка", "Молочна родина", "Эконом", "Викрутас". Годовой оборот группы — $5,64 млн.