Страсти по национальному авиатору

Президент дал еще один шанс авиакомпании "Авиалинии Украины". На прошлой неделе по поручению Виктора Ющенко Минтранс создал комиссию для реорганизации авиаперевозчика. Для восстановления жизнедеятельности компании государству придется инвестировать около
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Президент дал еще один шанс авиакомпании "Авиалинии Украины". На прошлой неделе по поручению Виктора Ющенко Минтранс создал комиссию для реорганизации авиаперевозчика. Для восстановления жизнедеятельности компании государству придется инвестировать около $50 млн.

Решение Президента о возрождении "Авиалиний Украины" специалисты уже назвали политическим. Как было заявлено в официальном сообщении Минтранса, планируется возобновление работы компании в статусе национального перевозчика.

Реакция же игроков рынка на решение Президента оказалась весьма неоднозначной. В самой компании это известие было воспринято с большим оптимизмом. Как заявил председатель антикризисного комитета "Авиалиний Украины" Анатолий Ваховский, компания должна "быть визитной карточкой страны, как, например, "Аэрофлот" для России". Подобной точки зрения придерживается и пресс-секретарь министра транспорта и связи Константин Ремизовский. Он также считает, что Украине необходим знаковый авиаперевозчик. А вот пресс-секретарь авиакомпании "Аэросвит" Сергей Куцый утверждает, что в настоящее время "все страны идут по пути уменьшения доли государства в уставных фондах авиакомпаний. Например, в США уже не существует компаний с участием государства, Luftganza давно избавилась от государственной доли. И вообще, в практике всех мировых перевозчиков, входящих в сотню лучших, есть жесткая зависимость: чем меньше государственная доля в уставном фонде компании, тем успешнее она работает".

Пока же "Авиалинии Украины" как по статусу и финансовому положению, так и по техническим ресурсам значительно уступают не только "Аэрофлоту", но и своим украинским коллегам. В 2003 году доход "Авиалиний Украины" сократился на 36,7%, или на 32 млн. грн., по сравнению с 2002 годом и составил всего 55 млн. грн. Только официально заявленные Минтрансом долги авиакомпании достигают $10 млн., в том числе и около $200 тыс. — по зарплате. Фактически же долговые обязательства, согласно информации одного из хозяйственных судов г. Киева, рассматривающего дело о банкротстве "Авиалиний Украины", достигают $20 млн.

По оценкам экспертов рынка, для восстановления компании необходимо как минимум $50 млн. В пополнении нуждается и транспортный парк "Авиалиний Украины", который в настоящее время насчитывает всего три самолета: два ТУ-134 и один ТУ-154. Кроме того, авиационным властям также предстоит решить вопрос о воздушных маршрутах госперевозчика, наиболее выгодные из которых были переданы более успешным частным авиакомпаниям.

Вопрос о целесообразности государственных инвестиций или привлечении кредитов также вызывает неоднозначные оценки у авиапромовцев. "Кто даст эти деньги? Ни одна частная структура, ни один банк не согласится инвестировать в эту компанию", — убежден представитель одной из частных авиакомпаний. У Анатолия Ваховского иное мнение. "Что такое два десятка миллионов долларов для Украины?" — считает он.

В Минтрансе, как и в профсоюзе "Авиалиний Украины", уже определились с первопричиной упадка компании. Пресс-служба профильного министерства заявляет, что "Авиалинии Украины" были доведены до банкротства путем мошенничества и разворовывания имущества некоторыми ее должностными лицами. Анатолий Ваховский утверждает, что в течение последних десяти лет "Авиалинии Украины" целенаправленно уничтожались, а у всех предыдущих руководителей был политический "заказ" — довести компанию до банкротства. "Ситуация похожа на ту, что сложилась с Черноморским морским пароходством", — отмечает руководитель антикризисного комитета авиакомпании.

Господин Ваховский не голословен. Так, в октябре прошлого года Транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту недостачи техники в "Авиалиниях Украины" на сумму 25 млн. грн., в том числе двух самолетов Ту-154 и Ту-134 и авиационных двигателей. Тогда же прокуратурой были доказаны факты продажи по заниженной стоимости 34 авиадвигателей и трех самолетов чиновниками "Авиалиний Украины" в 2003 году. По оценкам правоохранительных органов, государство в результате потеряло более 800 тыс. грн. Вполне вероятно, что вопрос о привлечении к уголовной ответственности бывшего руководства "Авиалиний Украины", а также некоторых чиновников, имеющих отношение к авиации, станет одним из первоочередных заданий Минтранса.