Театр в жанре культурной реанимации

Центр современного искусства "Дах" первый и пока единственный частный некоммерческий театр в Украине. Он существует на деньги своего основателя и главного вдохновителя Владислава Троицкого. Руководителя "Даха" мы расспросили о деле его жизни, реалиях укра
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Центр современного искусства "Дах" первый и пока единственный частный некоммерческий театр в Украине. Он существует на деньги своего основателя и главного вдохновителя Владислава Троицкого. Руководителя "Даха" мы расспросили о деле его жизни, реалиях украинской культуры и стремлениях возродить ее

— Как родилась идея "Даха"? Как прошло его становление?

— "Дах" появился как открытая театральная площадка в 1994 году. Для меня в то время театральная деятельность была больше хобби, чем делом жизни. Но в какой-то момент я понял, что это моя история. И в 1996 году я организовал актерско-режиссерскую школу, в которой сам стал главным студентом.

До 1998 года "Дах" был полностью открытым пространством. Сюда были вхожи различные театральные, художественные, фотопроекты. То есть все происходило в стиле, свойственном больше западной культуре, по сути это была открытая арт-площадка.

Вначале "Дах" был для меня важен как особая зона творчества: открытая, но в то же время достаточно герметичная. Параллельно с различными "гостевыми" проектами, которые у нас происходили, формировался собственно театр: со своим лицом, со своим мировоззрением...

— Коллектив "Даха" сегодня — кто эти люди?

— Костяк начал формироваться еще в 1996 году. Это 12 человек, которые составляют основную труппу "Даха". Помимо этого, периодически к нам приходят разные люди и коллективы, которым предоставляется пространство для творчества.

— Будут ли в текущем, 10-м для "Даха" сезоне новые начинания?

— Сам сезон необычен: он посвящен театральному режиссеру Владимиру Оглоблину. И для меня это очень важно, это не просто слова. Сейчас идет работа над сайтом, посвященным Оглоблину, с архивом всех его текстов. Также о нем снимается документальный фильм.

— Каковы планы на будущее?

— Хочется поставить спектакль на большой сцене и снять фильм по "Макбету"… Премьера нового сезона — "Пролог к "Макбету". Это своеобразное начало большого проекта, который будет переведен и в киноформат. Спектакль — это начальная модель. Потом будет введена мощная драматическая линия, уже написан новый текст. До съемок спектакль пройдет несколько жанровых трансформаций, а потом будет отснят как фильм. Но этот фильм будет минималистичным, наверное, похожим на последние фильмы Гринуэя или фон Триера — чистый театр, только снятый как кино. Я хочу снять театральный фильм, но не в павильоне, а на натуре.

— На какие средства существует "Дах", ведь это неприбыльный проект?

— На мои.

— Вы в роли мецената своего же театра?

— Не совсем мецената, потому что меценат — это человек, который не занимается искусством. У меня это в какой-то степени патология. Потому что я должен зарабатывать деньги, выступать продюсером, художником, руководителем. Это вещи, которыми занимаются разные люди, тогда как мне приходится делать все самому. Это сложно. Поэтому для меня сейчас важно найти продюсера. Потенциал накоплен огромный, и он остро нуждается в том, чтобы его реализовать в новых проектах. Например, мы сейчас активно занимаемся традицией уличного театра. Ближайшее событие этого направления будет 25 сентября в виде акции "День без авто", и мы собираемся делать большой перфоманс по всему городу, парад, а потом на Трухановом острове — театральный экшн.

— Вот вы говорите об отдельных проектах, а какова общая концепция "Даха" как центра искусств?

— То, чем мы занимаемся, это реанимация украинской культуры, культурной жизни в Украине вообще. В связи с этим, есть идеи по поводу действительно серьезного культурного центра, для которого "Дах" мог бы стать основой, стартовой площадкой. Но такой центр надо еще построить.

— Почему вы не расширяете "Дах"?

— Не хватает денег. Нельзя ведь на частные деньги перевернуть всю страну.

— Но сейчас речь не о всей стране, а только о возможном развитии "Даха"…

— Чтобы реализовать то, о чем мы говорили, то есть построить центр искусств раз в 10 больше теперешнего "Даха" понадобится ориентировочно

5—7 миллионов долларов. Содержание такого центра будет обходиться порядка 40 тысяч долларов в месяц.

— Во сколько обходится содержание "Даха" сейчас?

— Наш бюджет составляет около 20 тыс. долларов в год. Причем ежегодно эта сумма увеличивается — мы ведь постоянно открываем новые проекты.

— А вы не планируете делать проекты, которые были бы прибыльными?

— Тогда надо совершенно менять формат: например, сделать вход по 100 гривен. Но в таком случае сюда будут приходить совсем другие люди, нежели наша нынешняя публика, те, кто ходит в "Украину" на Филиппа Киркорова… То есть я должен буду полностью поменять концепцию, а этого я не собираюсь делать.

— Какова конечна цель, которую вы видите перед собой?

— Цель? Пафосно, но честно: я хочу гордиться тем, что живу в этой стране.

— Какие культурные события привлекают лично ваше внимание?

— Мало какие. Практически не хожу в театры… Отметить могу разве Театр марионеток: это действительно театр европейского уровня. Иногда бываю на отдельных постановках близких по поколению режиссеров. В частности меня впечатлили некоторые работы Дмитрия Богомазова, например, его "Морфий": не моя эстетика, но очень интересно смотрится. Кроме того, очень уважаю Виталия Малахова. Но у меня такое ощущение, что все наши театральные режиссеры не востребованы, что они находятся на обочине жизни…

— Вам хватает свободного времени на досуг?

— Нет. Совершенно. В кино выберусь разве что раз в месяц. Телевизор вообще не смотрю.

— Чем вы довольны в теперешнем "Дахе"? И что хотели бы поменять?

— Скажу так: всем доволен и всем недоволен. Вроде бы и грех жаловаться. Работаю с самыми интересными актерами, как я считаю, не только на территории Украины, но и во всем СНГ. Работаю с текстами, которые пишет самый интересный драматург на территории СНГ — Клим. Работаю с самым интересным режиссером традиционного театра — Владимиром Оглоблиным. То есть люди, с которыми я работаю, которые и есть "Дах", для меня очень важны. А не доволен, потому что все это происходит в микроскопическом пространстве. Я уже, на самом деле, задыхаюсь…