Торговля изъянами

Сейчас Украина оказалась в ситуации терпящего беды и потери — после расширения ЕС нам ничего не остается, как подсчитывать убытки и искать пути минимизации их в будущем. В идеале нужно двигаться в двух направлениях — восточном и западном. Первым существен

Сейчас Украина оказалась в ситуации терпящего беды и потери — после расширения ЕС нам ничего не остается, как подсчитывать убытки и искать пути минимизации их в будущем. В идеале нужно двигаться в двух направлениях — восточном и западном. Первым существенным шагом с запада должно стать предоставление нашей экономике статуса рыночной, с востока — начало работы зоны свободной торговли

Пока ЕС отмежевывается от украинских проблем дружественными декларациями. И это неудивительно: на долю Украины приходится только 0,4% от общего товарооборота Евросоюза. В вопросе предоставления отечественной экономике рыночного статуса ЕС беспокоят две вещи: ценовая политика государства и отсутствие закона о банкротстве. Отсутствие у Украины рыночного статуса напрямую связано только с применением к нашей стране со стороны ЕС антидемпинговых и специальных мер. На сегодняшний день действует восемь антидемпинговых мер по отношению к украинской химической продукции и черным металлам, и автоматическое их распространение на присоединившиеся к ЕС десять новых членов сократит объем экспорта данной продукции в эти страны на сумму около $40 млн.
По такой же схеме пройдет и изменение квот на экспорт украинской продукции, в первую очередь — металлургической. Согласно действующей квоте ЕС, экспорт отдельных видов металлургической продукции в страны Евросоюза не может превышать 180 тыс. тонн, хотя по итогам 2003 года поставки в десять бывших стран-кандидатов аналогичной металлопродукции составили около 800 тыс. тонн. Сокращение с мая текущего года данных квот странами "десятки" до уровня существующих в Евросоюзе приводит к потере Украиной как минимум $260 млн. в год.
В свою очередь, потери, которые понесет Украина от несоответствия отечественных стандартов европейским, составят ежегодно $80 млн. только для сельскохозяйственной и пищевой продукции. Если к этому добавить тот факт, что, к примеру, около 70% автомобилей, которые используются в отечественной системе международных перевозок, также не соответствуют европейским стандартам, то эти убытки будут еще большими. На данный момент из 8 000 существующих в ЕС стандартов только 1400 гармонизированы в Украине, т. е. приблизительно 17%.

Увезу тебя я в тундру

В украинско-российских торговых отношениях существуют ограничения, которые касаются 150 групп товаров. Если ЗСТ будет полноценной, от России ожидается ликвидация существующих изъятий из режима свободной торговли, касающихся импортных пошлин на сахар белый, спирты, водку, сигары и сигареты. По словам директора экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимира Сиденко, это увеличение взаимного товарооборота даст Украине $180 млн. ежегодно.
Кроме того, если бы Россия не ограничивалась обещаниями аннулировать взимание экспортного НДС на нефть и природный газ, а сделала это, то украинский бюджет пополнился бы на $360 млн. К тому же Украина могла бы настаивать и на необходимости отмены экспортных пошлин на сырьевые товары из РФ (в том числе на сырую нефть и газ). Но пока российская сторона не намерена лишать собственный бюджет существенной статьи доходов. Зато можно ожидать постепенного прекращения антидемпинговых процессов в рамках торговых отношений между странами-участницами ЕЭП. В случае их полного аннулирования Украина получила бы около $750 млн. ежегодно. Однако как цель полный отказ от антидемпинговых мер не декларируется. Поэтому можно рассчитывать на отмену только ряда мер, которые сократят цифру примерно вдвое.