Трудное восхождение

До распада Югославии в 1991 году Хорватия вместе со Словенией считались наиболее благополучными в экономическом отношении республиками в составе федерации. Территориально они были размещены ближе всего к странам Запада, нежели государства Восточной Европы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

До распада Югославии в 1991 году Хорватия вместе со Словенией считались наиболее благополучными в экономическом отношении республиками в составе федерации. Территориально они были размещены ближе всего к странам Запада, нежели государства Восточной Европы и бывшего Союза. Благоприятное месторасположение на Европейском континенте предопределило вектор развития экономики двух небольших по территории и количеству населения республик Югославии

ИХ ХОЗЯЙСТВО было со­риентировано в боль­шей степени на Запад, чем на внутренний рынок. Как известно, в период строитель­ства социализма Хорватия и Словения в экономическом отношении были более свобод­ными и открытыми, чем, напри­мер, Польша, Венгрия, не гово­ря уже о Союзе, хотя Белград старался "одернуть" зарвав­шихся славянских сестер.

Следует подчеркнуть, что политический и экономический кризис в отношениях между субъектами югославской фе­дерации начал четко просмат­риваться после смерти президентa СФРЮ маршала Тито в 1980 году. В середине 80-х го­дов федерация начала терять свою монолитность, набрал си­лу процесс экономического расслоения республик. Внутри шести республик появились национальные движения, кото­рые все громче и громче заяв­ляли о необходимости государ­ственного разделения, хотя президенту Югославии С. Ми­лошевичу удавалось сдержи­вать сепаратистские порывы отдельных республик освобо­диться из-под политической и военной опеки Белграда. По­сле отстранения от власти ком­мунистов в Польше, Венгрии и Чехии, восстановления неза­висимости стран Балтии, со­здания независимых госу­дарств на территории бывшего Союза и воссоединения Герма­нии стало ясным, что процесс распада федерации на Балка­нах не за горами.

К великому сожалению, отделение друг от друга близ­ких по языку и культуре славян­ских народов в бывшей Юго­славии произошло немирным путем в отличие от Чехослова­кии и СССР. Хорватия в боль­шей степени, чем Словения, испытала на себе "карающую руку" Белграда, который пре­пятствовал его выходу из со­става федерации. Военные действия в Хорватии длились больше года. Затем Загребу, ставшему на защиту хорват­ского населения в Боснии и Герцеговине, пришлось ввя­заться в войну в этой многона­циональной республике, а по­сле подписания в 1995 г. доку­ментов о перемирии, оказы­вать финансовую помощь хор­ватской части (на эти цели вы­деляется ежегодно до 17% бю­джетных средств). Хозяйство Хорватии не смогло выдержать бремени высоких военных рас­ходов. И как результат, начался процесс экономического отка­та в этой некогда благополуч­ной республике. В первую оче­редь разрушительные дейст­вия войны оказали негативное воздействие на главные отрас­ли — туризм, кораблестрое­ние, деятельность морских портов. До разделения Хорва­тия принимала 8 млн.иност­ранных туристов. Ежегодные доходы от туризма составляли примерно $4 млрд. (около 20% ВВП). И по сей день Хорватия, обладающая благоустроенной и современной туристической инфраструктурой на Адриати­ческом побережье, не может достичь довоенных показате­лей (по обширности морской зоны для развития туризма и рекреации Хорватия уступает Италии и Испании в Старом Свете).

Экономика страны вслед­ствие совокупности экономи­ческих и неэкономических факторов в последнее десяти­летие развивалась нестабиль­но. И это во многом связано с авторитарным правлением Хорватского демократическо­го Союза (ХДС) во главе с Ф. Туджманом. Темпы роста ВВП колебались — от 2 до 2,5% в год. Безработица в не­которые периоды экономичес­кого развития достигала 20%, хотя по уровню зарплаты Хор­ватия среди бывших социалис­тических стран уступает суще­ственно только Словении и, не­значительно, Венгрии, Чехии и Польше (средняя зарплата — $400 в месяц). В отличие от Ук­раины уровень инфляции в це­лом благоприятен для уско­ренного развития экономики, но сдерживающим фактором является большой внешний долг. По данным журнала "Economist", он составляет $9 млрд. (примерно, 45% от ВВП, последний показатель выше только у России и Венг­рии). Кстати, в 2000 году Хор­ватии пришлось уплатить по внешним долгам $1,5 млрд. Это значительная цифра для небольшого по объемам и со­кратившегося после войны на­ционального хозяйства, тем более, еще подорванного вы­сокими налогами в госбюджет. Предприятия Хорватии, как и украинские, страдают от де­фицита капитальных средств. Предпринимательские струк­туры не могли свободно распо­ряжаться своими средствами, многие из них испытывали де­фицит средств. После смерти Туджмана новому руководству страны в срочном порядке пришлось проводить либера­лизацию хозяйства и освобо­дить ее от бюрократических оков. Предпринятые шаги при президенте С. Месиче имели положительное воздействие на ход экономического разви­тия. На Хорватию обратили внимание иностранные инвес­торы, считавшие нецелесооб­разным вкладывать средства в хозяйство страны с полуде­мократическим режимом. На­пример, известная американ­ская энергетическая группа "Enron" готова построить электростанцию (стоимость $175 млн.) для удовлетворения растущих потребностей в энергетике. Самая большая в Европе телекоммуникацион­ная компания "Deutsche Telecom" вместе с шведской "Telia" и норвежской "Telenor" намереваются приобрести 35% акций государственного предприятия "Croatian Telecom" за $611 млн. (мест­ные эксперты оценили стои­мость выставленной на кон­курс части — в $1,75 млрд.).

Путь к процветанию через ЕС

ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ части хорватов непонятно, почему их страна с развитой экономикой и ориентацией на Запад оказа­лась позади Венгрии, Польши и Чехии. Даже Словакия, Бол­гария и Румыния включены Евросоюзом во "вторую волну" присоединения, а Хорватии, как и Украине, нужно доказы­вать свое право на вступление в объединенную Европу.

Многие беды современной Хорватии проистекают из того, что президент Туджман прида­вал слишком большую значи­мость национальному сувере­нитету, нежели целесообраз­ности интегрироваться в Евро­пу. Это привело к тому, что Хор­ватия была наказана по-евро­пейски: исключена из важней­ших программ экономического развития, в частности, Phare, которые необходимы для про­ведения структурных измене­ний. Предполагается, что из 130 региональных проектов в независимых республиках Югославии, а также Болгарии и Румынии на сумму 11 млрд. евро, ЕС намерен финансиро­вать ограниченное количество программ в Хорватии. Это пре­дупреждение новому хорват­скому руководству: нарушать демократические принципы правления строго запрещено. И объединенная Европа неза­медлительно сократит финан­совую помощь тем государст­вам Восточной и Центральной Европы, а также СНГ, делающих ставку на установление антиде­мократических режимов.

ЕС, развивая отношения с Хорватией после смерти Туджмана, сделала акцент на предоставлении ей помощи в политической сфере — ук­репление демократических ин­ститутов, а также независимой прессы в Хорватии, которую подавлял прежний режим.

Вспомним, что Хорватия, до распада Югославии, была одним из экономически бога­тейших государств на Балка­нах и могла бы надеяться на то, что руководство ЕС начнет вес­ти с ней переговоры о вступле­нии в союз середине 90-х го­дов. Но они начались только в 2000 году и, предположи­тельно, завершатся в нынеш­нем. Кстати, президент С. Месич определил правительству главную задачу — стать частью объединенной Европы в 2005 году с высоким уровнем демо­кратии и процветающей эконо­микой. Шансы у Хорватии для реализации поставленной це­ли гораздо значительнее, чем у нестабильно развивающихся Болгарии и Румынии.

По материалам " FT " и " Economist "

Информация о стране

ТЕРРИТОРИЯ — 56,53 тыс. кв. км

Население — 4,74 млн. чел.

ВВП — $21,3 млрд. (1998 г.), около $22, 0 млрд. (2001 г.)

ВВП на 1 чел. — $4700-4800 (в год)

Экспорт — импорт — более $13 млрд. (2000 г.)

Главные торговые партнеры — страны ЕС, Словения, Босния-Герцеговина, Россия, США.

Валютные резервы — $3,5 млрд. (2000 г.)