- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Трудное восхождение
До распада Югославии в 1991 году Хорватия вместе со Словенией считались наиболее благополучными в экономическом отношении республиками в составе федерации. Территориально они были размещены ближе всего к странам Запада, нежели государства Восточной Европы и бывшего Союза. Благоприятное месторасположение на Европейском континенте предопределило вектор развития экономики двух небольших по территории и количеству населения республик Югославии
ИХ ХОЗЯЙСТВО было сориентировано в большей степени на Запад, чем на внутренний рынок. Как известно, в период строительства социализма Хорватия и Словения в экономическом отношении были более свободными и открытыми, чем, например, Польша, Венгрия, не говоря уже о Союзе, хотя Белград старался "одернуть" зарвавшихся славянских сестер.
Следует подчеркнуть, что политический и экономический кризис в отношениях между субъектами югославской федерации начал четко просматриваться после смерти президентa СФРЮ маршала Тито в 1980 году. В середине 80-х годов федерация начала терять свою монолитность, набрал силу процесс экономического расслоения республик. Внутри шести республик появились национальные движения, которые все громче и громче заявляли о необходимости государственного разделения, хотя президенту Югославии С. Милошевичу удавалось сдерживать сепаратистские порывы отдельных республик освободиться из-под политической и военной опеки Белграда. После отстранения от власти коммунистов в Польше, Венгрии и Чехии, восстановления независимости стран Балтии, создания независимых государств на территории бывшего Союза и воссоединения Германии стало ясным, что процесс распада федерации на Балканах не за горами.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaК великому сожалению, отделение друг от друга близких по языку и культуре славянских народов в бывшей Югославии произошло немирным путем в отличие от Чехословакии и СССР. Хорватия в большей степени, чем Словения, испытала на себе "карающую руку" Белграда, который препятствовал его выходу из состава федерации. Военные действия в Хорватии длились больше года. Затем Загребу, ставшему на защиту хорватского населения в Боснии и Герцеговине, пришлось ввязаться в войну в этой многонациональной республике, а после подписания в 1995 г. документов о перемирии, оказывать финансовую помощь хорватской части (на эти цели выделяется ежегодно до 17% бюджетных средств). Хозяйство Хорватии не смогло выдержать бремени высоких военных расходов. И как результат, начался процесс экономического отката в этой некогда благополучной республике. В первую очередь разрушительные действия войны оказали негативное воздействие на главные отрасли — туризм, кораблестроение, деятельность морских портов. До разделения Хорватия принимала 8 млн.иностранных туристов. Ежегодные доходы от туризма составляли примерно $4 млрд. (около 20% ВВП). И по сей день Хорватия, обладающая благоустроенной и современной туристической инфраструктурой на Адриатическом побережье, не может достичь довоенных показателей (по обширности морской зоны для развития туризма и рекреации Хорватия уступает Италии и Испании в Старом Свете).
Экономика страны вследствие совокупности экономических и неэкономических факторов в последнее десятилетие развивалась нестабильно. И это во многом связано с авторитарным правлением Хорватского демократического Союза (ХДС) во главе с Ф. Туджманом. Темпы роста ВВП колебались — от 2 до 2,5% в год. Безработица в некоторые периоды экономического развития достигала 20%, хотя по уровню зарплаты Хорватия среди бывших социалистических стран уступает существенно только Словении и, незначительно, Венгрии, Чехии и Польше (средняя зарплата — $400 в месяц). В отличие от Украины уровень инфляции в целом благоприятен для ускоренного развития экономики, но сдерживающим фактором является большой внешний долг. По данным журнала "Economist", он составляет $9 млрд. (примерно, 45% от ВВП, последний показатель выше только у России и Венгрии). Кстати, в 2000 году Хорватии пришлось уплатить по внешним долгам $1,5 млрд. Это значительная цифра для небольшого по объемам и сократившегося после войны национального хозяйства, тем более, еще подорванного высокими налогами в госбюджет. Предприятия Хорватии, как и украинские, страдают от дефицита капитальных средств. Предпринимательские структуры не могли свободно распоряжаться своими средствами, многие из них испытывали дефицит средств. После смерти Туджмана новому руководству страны в срочном порядке пришлось проводить либерализацию хозяйства и освободить ее от бюрократических оков. Предпринятые шаги при президенте С. Месиче имели положительное воздействие на ход экономического развития. На Хорватию обратили внимание иностранные инвесторы, считавшие нецелесообразным вкладывать средства в хозяйство страны с полудемократическим режимом. Например, известная американская энергетическая группа "Enron" готова построить электростанцию (стоимость $175 млн.) для удовлетворения растущих потребностей в энергетике. Самая большая в Европе телекоммуникационная компания "Deutsche Telecom" вместе с шведской "Telia" и норвежской "Telenor" намереваются приобрести 35% акций государственного предприятия "Croatian Telecom" за $611 млн. (местные эксперты оценили стоимость выставленной на конкурс части — в $1,75 млрд.).
Путь к процветанию через ЕС
ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ части хорватов непонятно, почему их страна с развитой экономикой и ориентацией на Запад оказалась позади Венгрии, Польши и Чехии. Даже Словакия, Болгария и Румыния включены Евросоюзом во "вторую волну" присоединения, а Хорватии, как и Украине, нужно доказывать свое право на вступление в объединенную Европу.
Многие беды современной Хорватии проистекают из того, что президент Туджман придавал слишком большую значимость национальному суверенитету, нежели целесообразности интегрироваться в Европу. Это привело к тому, что Хорватия была наказана по-европейски: исключена из важнейших программ экономического развития, в частности, Phare, которые необходимы для проведения структурных изменений. Предполагается, что из 130 региональных проектов в независимых республиках Югославии, а также Болгарии и Румынии на сумму 11 млрд. евро, ЕС намерен финансировать ограниченное количество программ в Хорватии. Это предупреждение новому хорватскому руководству: нарушать демократические принципы правления строго запрещено. И объединенная Европа незамедлительно сократит финансовую помощь тем государствам Восточной и Центральной Европы, а также СНГ, делающих ставку на установление антидемократических режимов.
ЕС, развивая отношения с Хорватией после смерти Туджмана, сделала акцент на предоставлении ей помощи в политической сфере — укрепление демократических институтов, а также независимой прессы в Хорватии, которую подавлял прежний режим.
Вспомним, что Хорватия, до распада Югославии, была одним из экономически богатейших государств на Балканах и могла бы надеяться на то, что руководство ЕС начнет вести с ней переговоры о вступлении в союз середине 90-х годов. Но они начались только в 2000 году и, предположительно, завершатся в нынешнем. Кстати, президент С. Месич определил правительству главную задачу — стать частью объединенной Европы в 2005 году с высоким уровнем демократии и процветающей экономикой. Шансы у Хорватии для реализации поставленной цели гораздо значительнее, чем у нестабильно развивающихся Болгарии и Румынии.
По материалам " FT " и " Economist "
Информация о стране
ТЕРРИТОРИЯ — 56,53 тыс. кв. км
Население — 4,74 млн. чел.
ВВП — $21,3 млрд. (1998 г.), около $22, 0 млрд. (2001 г.)
ВВП на 1 чел. — $4700-4800 (в год)
Экспорт — импорт — более $13 млрд. (2000 г.)
Главные торговые партнеры — страны ЕС, Словения, Босния-Герцеговина, Россия, США.
Валютные резервы — $3,5 млрд. (2000 г.)