Угроза замедленного действия

Президент Виктор Ющенко осознал рискованность чрезмерной зависимости от импортных нефтепродуктов и поручил создать благоприятный климат для развития украинских НПЗ. Если власти предоставят налоговые льготы на модернизацию заводов, расстановка сил на рынке

Президент Виктор Ющенко осознал рискованность чрезмерной зависимости от импортных нефтепродуктов и поручил создать благоприятный климат для развития украинских НПЗ. Если власти предоставят налоговые льготы на модернизацию заводов, расстановка сил на рынке нефтепродуктов может в корне поменяться, но лишь через некоторое время

Чрезмерная зависимость Украины от импортных нефтепродуктов сыграла плохую роль именно в традиционно критический период посевной. Почти год украинский рынок не ощущал последствий остановки трех НПЗ, поскольку предложение топлива было достаточным — импорт быстро заполнил освободившуюся нишу. Импорта достаточно и сегодня, однако это не предотвратило рост цен на бензин. Парадокс сложившейся на сегодня ситуации в том, что нефтепродуктов на рынке достаточно, несмотря на высокий спрос, однако они неуклонно дорожают — не вследствие дефицита, а как реакция на подорожание нефти и нефтепродуктов на внешних рынках.

Нетрадиционный рост

Так, согласно результатам проведенного Государственной инспекцией по мониторингу цен при Минэкономики, в Украине за период с 30 марта по 10 апреля цены на дизтопливо повысились в семи регионах страны. Их рост составил от 0,3% в Винницкой, Запорожской, Тернопольской, Харьковской областях до 0,8% в Луганской.

Стоимость бензина марки А-95 повысилась в шести регионах Украины. Рост цен составил от 0,3% в Тернопольской до 0,8% в Донецкой и Луганской областях.

На протяжении первой декады апреля, по данным Минэкономики, в сети автозаправок крупнейших игроков нефтяного рынка наблюдалось колебание цен на дизтопливо: повышение на 0,3% — у НК "Альянс", "ТНК", "Укрнафта", снижение — на 0,3% у "ОККО"; бензин марки А-76: повышение на 0,3% — у "Укрнафта", снижение на 0,3% — у "ОККО"; бензин марки А-95: повышение на 0,3% — у НК "Альянс", ЛУКОЙЛ, "Укрнафта", снижение на 0,5% — у "ОККО" и WOG.

Как отмечает директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн, цены "подтянулись" вверх в тех регионах Украины, где они традиционно самые низкие (на бензин А-95 в пределах 3,50 грн. за литр). Рост "перегретым" по ценам рынкам, например, столичному, где А-95 стоит 3,95 грн. за литр, вряд ли грозит, хотя предпосылки для роста цен в ближайшее время остаются.

Причины повышения цен в Украине кроются на этот раз в нетрадиционных для периода посевной причинах. Дефицита предложения, характерного для такого периода, на этот раз нет, напротив, рынок перенасыщен, отметил эксперт.

В том числе и из-за отложенного во времени начала посевной — производители и поставщики хорошо запаслись продуктами, готовясь к более раннему началу весенне-полевых работ, сроки которых подкорректировала погода.

Цены растут, следуя за мировыми тенденциями, отмечает Куюн. Так, в Европе сейчас из-за остановки на ремонт двух крупных НПЗ возник региональный дефицит топлива. Цены на нефть на мировых биржах продолжают держаться на уровне 7-месячного максимума — на отметке $69 за баррель, после заявления Тегерана о начале обогащения урана. Российская нефть марки Urals также увеличилась в цене — до $62 за баррель. Это примерно $450 за тонну, тогда как на апрель украинские НПЗ контрактовали нефть по $380-390 за тонну.

Перенасыщение рынка дизтопливом отражается на ценовой динамике этого продукта — он дорожает меньше всего. Что касается бензинов, тут рост цен более значителен. Мировые тенденции мгновенно отразились на расценках импортеров топлива в Украину (импорт сейчас занимает около 20% отечественного рынка нефтепродуктов). Так, на днях цены бензинов на Plats подпрыгнули на $15 на тонне. "Входная" цена бензина А-95 Мажейкяйского НПЗ (Литва), одного из крупнейших поставщиков импортного топлива в страну, достигает 4800 грн. за тонну, тогда как аналогичная продукция украинских НПЗ стоит 4330 грн. за тонну. Поскольку рынок выравнивает цены, то топливо украинского производства, скорее всего, подтянется по уровню цен к импортному, что в целом даст определенный рост цен, отмечает Куюн.

В сегодняшней ситуации остро проявилась нежелательность для Украины столь плотной привязки к мировым тенденциям из-за высокой доли, занимаемой на рынке импортным топливом. И это заставило власти озаботиться проблемами отечественных НПЗ, которые игнорировались довольно долго. Напомним, что импорт усилил позиции в Украине после того, как в мае прошлого года была введена нулевая ставка пошлины на его ввоз. После этого остановились некоторые НПЗ, в частности, Дрогобычский и Херсонский, поскольку экономика переработки нефти не позволяла им конкурировать с импортом по цене.

Волевое решение

Примечательно, что именно в сегодняшней ситуации в развитие рынка нефтепродуктов посчитал нужным вмешаться лично президент Украины. Он дал ряд поручений, которые в корне могут поменять расстановку сил на нефтерынке. Виктор Ющенко поручил Министерству топлива и энергетики, Министерству экономики и НАК "Нафтогаз Украины" подать в месячный срок предложения по увеличению участия украинских нефтяных компаний в обеспечении внутреннего рынка Украины нефтепродуктами. Желание вернуть на рынок местного производителя вызвано, возможно, и тем фактом, что снижением переработки нефти на отечественных НПЗ вызвало снижение объемов транспортировки нефти по трубопроводной системе, а это в свою очередь привело к существенному снижению поступлений в госбюджет. Напомним, в 2005 году украинские заводы сократили переработку нефти на 17,8% по сравнению с 2004 годом — до 17 403,8 тыс. тонн.

Сегодня Ющенко предлагает увеличить долю произведенного в Украине топлива на нашем рынке. Такое решение упирается в необходимость возобновления диалога с НПЗ по поводу увеличения их загрузки и объемов выпуска продукции. Это президент учел, о чем свидетельствует следующее его распоряжение.

Ющенко поручил Кабинету Министров внести предложения по восстановлению вексельной формы расчетов при импорте нефти, а это позволяет не отвлекать оборотные средства на уплату налогов до того, как получен доход от реализованных нефтепродуктов. Кроме того, Ющенко поручил правительству рассмотреть возможность исключения из базы налогообложения прибыли нефтеперерабатывающих предприятий затрат, связанных с их реконструкцией и модернизацией, а также освобождение от обложения ввозной таможенной пошлиной операций по ввозу на территорию Украины оборудования, которое используется для реконструкции и модернизации украинских НПЗ. Таких действий от властей нефтепереработчики ждали уже довольно давно — не меньше чем полгода, активно забрасывая соответствующими месседжами чиновников. Правда, безрезультатно. В начале этого года чиновник Минтопэнерго говорил "Инвестгазете", что министерство подавало такие предложения (о налоговых льготах для НПЗ, в частности при ввозе оборудования для модернизации). Однако на тот момент инициативы заблокировал Мин-

фин — по причине того, что недопоступления налоговых платежей плохо отразятся на состоянии доходной части бюджета. Теперь, похоже, первое лицо страны решило, что экономить в данном случае не стоит.

Это стало хорошей новостью для НПЗ. Так, одно из остановившихся полгода назад предприятий — Херсонкий НПЗ — как раз находится в шаге от начала масштабной модернизации. Его владелец — российская "Нефтяная компания "Альянс" — планирует вложить в реконструкцию НПЗ около $500 млн., первый этап которой предполагает строительство гидроочистки дизельного топлива до конца 2009 года, второй — строительство установки гидрокрекинга до конца 2010 года. Следует отметить, что компании очень долго и тщательно подходят к началу модернизации заводов, готовясь к этим действиям около года. Поэтому, возможно, налоговые льготы простимулируют их к началу активной фазы модернизации. Решения властей могут приблизить и момент начала модернизации одного из крупнейших НПЗ — ЗАО "Укртатнафта". Базовый проект первого этапа модернизации, которая предполагает строительство установки гидроочистки бензинов, каталитического крекинга и установки изомеризации легких бензиновых фракций, утвержден уже довольно давно, а в конце прошлого года тендерный комитет, созданный для выбора оборудования модернизации, был практически готов приступить к организации тендеров. Технически обновиться планирует и одно из наиболее старых предприятий отрасли — Надвирнянский НПЗ. В 2006 году завод намерен вложить 135 млн. грн. в строительство установок изомеризации легких бензиновых фракций.

Таким образом, помощь государства для заводов окажется крайне своевременной. Правда, давший зеленый свет преференциям для НПЗ президент Украины позаботился и о том, чтоб те также делали шаги, выгодные государству. Он поручил Фонду государственного имущества, Минтопэнерго и Минэкономики проверить в месячный срок выполнение собственниками нефтеперерабатывающих предприятий условий договоров купли-продажи.

И особое внимание обратить на выполнение обязательств относительно проведения реконструкции и модернизации предприятий.

Таким образом, сегодня власти сделали шаг к тому, чтобы продукция украинских НПЗ со временем стала конкурентной. Ведь конкурировать по цене с импортными заводам сложно прежде всего из-за плохой экономики производства. А она, в свою очередь, обусловлена не самой удачной корзиной нефтепродуктов НПЗ — производить большую долю более дорогих и востребованных высокооктановых бензинов не позволяет отсутствие современных технологий, которые уже есть у тех же соседей из Беларуси и Литвы — Мозырского и Мажейкяйского НПЗ. После проведения модернизации глубина переработки заводов, сегодня в худших случаях составляющая 50%, приблизится к более распространенным в мире 90 и более процентам.