- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Украина? — Ребров!
В январе этого года, на какой-то безумной англоязычной вечеринке где-то в Шанхае, меня хлопал по плечу поддатый английский журналист и убеждал: "Слушай, ты не прав, Ребров — still great player!". Еще кружка пива — я соглашаюсь, и мы переходим к теме, которая не вызывает противоречий: "В 97-м киевское "Динамо" было лучшей командой планеты! — Oh, yeah!..".
Еще шесть лет назад, когда бармен в пабе где-нибудь на Тоттенхем-корт-роуд спрашивал Вас, "where you from? — Украина? — а это где?", лучшее, что можно было придумать — это направить ассоциативный ряд собеседника в нужное русло с помощью универсальных символов. До этого десять лет только слово "Чернобыль" лучше всего справлялось с этой задачей, поскольку ничто другое не пробуждало у барменов Лондона необходимых понятных ассоциаций.
Шесть лет назад слово "Динамо" ворвалось в понятийные системы "общения за стойкой" по всей прогрессивной Европе и украинцам стало легче делать первый пас в разговоре за кружкой темного стаута. Еще несколько лет спустя вы просто говорили "Ребров", и с помощью этого пароля сердца прямодушных обитателей лондонских окраин открывались с легкостью линии обороны команды второй лиги. Взамен вы получали свое бесплатное пиво и вечную дружбу.
Чуть более шести лет назад слово "Украина" стало общеупотребительным в словарном запасе инвесторов Европы и Америки. На авиарейсах из Лондона и Нью-Йорка, прибывающих в Борисполь, стали все чаще появляться молодые люди в темных костюмах, потрясающих шелковых галстуках и модных тогда рубашках с воротничками стиля cut-off. То были представители определенных деловых кругов Запада, в глазах которых наша страна обрела привлекательность, как территория, по отношению к которой слово "инвестиции" употреблялось исключительно с прилагательным "привлекательные", а экономический рост коррелировал с успехами "Динамо" в Европе.
Прошу прощения за длительное вступление, но если вы все еще читаете — то в следующем предложении изложена главная идея этой колонки. Все, что происходит с Украиной в последние 6-7 лет, напоминает мне судьбу Сергея Реброва, о котором на минувшей неделе опять появились непонятные новости.
Все происходило примерно по одному и тому же сценарию. Сначала — хороший старт в 96-м, 97-м. Саммит ЕБРР и униженная "Барселона". 3:0, если кто не помнит, и потрясающий гол Реброва почти с линии ворот, под перекладину. Далее — рост курсов акций украинских ОАО и первые миллионы на фондовом рынке. У Сергея — чуть позже, но тоже хорошо — продажа "Тоттенхему" за сумму, которая вызывает гордость и два гола в одном из первых матчей.
Еще немного эйфории, и акции падают в цене, поддаваясь кризису американского фондового рынка. Через год их добивает падение российского рубля. У Реброва, в свое время, — кризис взаимопонимания с тренером и котировки доверия к нему не позволяют поднятья дальше места на скамейке запасных.
Затем в сценарии нашего исторического экскурса одной строкой идут "годы забвения" — Ребров и Украина вечно во втором составе. Сергей — в футбольном клубе, страна — в клубе государств, который стремиться выбиться в лигу инвестиционно-привлекательных стран. Мы понимаем, Ребров — по-прежнему, хороший игрок, и в этом нас поддержат даже английские журналисты. Украина, конечно, не такой классный игрок, если говорить об инвестициях в emergency markets, как о спорте. Но потенциал — он есть всегда.
Вот что мы имеем на сегодняшний день. "Тоттенхем", он нормальный инвестор — вложил 11 млн., теперь хочет вернуть с минимальными потерями. Украине с инвесторами полегче — все потерянные инвестиции заранее расценивались как рисковые, в отличие от покупки Сергея англичанами.
Тем более, что объем инвестиций за последний год все-таки вырос. Во многом за счет ближних к нам стран. Россия, Германия, Польша, Турция. Тот факт, что и Ребров оказался в Турции, конечно, на аналогию не тянет, но как иллюстрация тенденции — сгодится.
Все-таки Сергею было бы лучше, если бы в свое время он уехал не в Англию, а, скажем, в ту же Турцию. Будь это "Галатасарай", был бы еще один украинец с еврокубком. И Украина гораздо плодотворнее работает с ближними странами. И это может быть хорошей стартовой позицией для попадания, хоть во второй состав, но все-таки европейской инвестиционной лиги. Согласитесь, надоело вариться в собственном соку национальных кланово-финансовых распрей, где выяснять победителей уже давно не интересно.
Посмотрим, как будут события развиваться дальше. В Украине через год — выборы и новые перспективы. Как у Сергея, пока не ясно. Но ничего, прорвется. Не забывайте — он же из "донецких".
[email protected]