Украинские производители наращивают показатели

В прошлом году в Украине было произведено 19 тысяч автомобилей. В основном украинские предприятия занимаются крупноузловой сборкой, "чисто украинскими" можно считать только "ЛуАЗы" и "Таврии"

В прошлом году в Украине было произведено 19 тысяч автомобилей. В основном украинские предприятия занимаются крупноузловой сборкой, "чисто украинскими" можно считать только "ЛуАЗы" и "Таврии"

Объем продаж компании "АвтоЗАЗ-Daewoo" в 2000 году составил 3687 автомобилей Daewoo и 9269 "Таврии" и "Славута". Эти автомобили, а также большинство ав­томобилей производства завода "ЛуАЗ" можно по праву назвать украинскими автомобилями. Большинство же украин­ских автомобильных заводов на сегодняшний день заняты круп­ноузловой сборкой автомобилей, которая сейчас очень распрост­ранена. Сборка производится на основе завезенных из-за грани­цы машинокомплектов. Основными представителями данного вида деятельности являются "Черниговавтодеталь", "УкрВолга-техсервис", "КременчугАвто ГАЗ", "КрымАвтоГаз" и другие.

В 1999 году количество автомобилей, собранных таким об­разом, составляло 25% всех отечественных автомобилей, в 2000 году — 47%. До недавнего времени основные надежды украин­ского автопрома связывались с украинско-корейским предпри­ятием "АвтоЗАЗ-Daewoo", однако в последнее время перспекти­вы этого производства вызывают сомнения. В частности, в 1-м квартале этого года "АвтоЗАЗ-Daewoo" сократило производство автомобилей на 76,7% по сравнению с соответствующим перио­дом прошлого года до 543 машин. В 1-м квартале 2001 "Авто­ЗАЗ-Daewoo" произвело 186 автомобилей "Таврия" и 357 машин Daewoo (Lanos, Nubira, Leganza). Для сравнения: в 1-м квартале 2000 года завод произвел 1031 автомобиль "Таврия" и 1308 Daewoo. По словам пресс-секретаря "АвтоЗАЗ-Daewoo", сокра­щение объемов производства автомобилей "Таврия" связано с попыткой украинских поставщиков комплектующих повысить цену на них. С начала года завод вел длительные переговоры с поставщиками, и конвейер по производству "Таврии" практи­чески стоял.

Сокращение объемов производства машин Daewoo на пред­приятии объяснили невысоким спросом на рынке. "Произво­дится столько, сколько необходимо для торговой сети", — ска­зал пресс-секретарь.

Напомним, что в 2000 году "АвтоЗАЗ-Daewoo" получило 48,2 млн. грн. убытков. Мощности предприятия по производству автомобилей рассчитаны на выпуск 150 тыс. автомобилей в год, в 2000 году оно произвело только 12 тыс. штук. В этом году "Ав­тоЗАЗ-Daewoo" планирует произвести 16 300 и продать 17 840 автомобилей.

Еще одним примером возрождения украинского автопрома может послужить сборка автомобилей "ВАЗ", которая производит­ся теперь не только в Тольятти, но и в Украине. Центром произ­водства стал Луцк, а занялась сборкой российских автомобилей в Украине компания "Укрпроминвест". Сборка автомобилей была налажена очень быстро, и уже в этом году Луцкий автомобильный завод планирует продать 17 тысяч автомобилей "ВАЗ". 6,5 тыс. из них будут доставлены в Украину из России и собраны в Луцке ме­тодом крупноузловой сборки. Завезенные из России кузова, дви­гатели и ходовые части автомобилей укомплектовываются отече­ственными комплектующими. Большое значение в этом процессе придается украинской продукции Белоцерковского шинного заво­да, Днепропетровского аккумуляторного завода и других предпри­ятий Украины. Представители компании "Укрпроминвест" счита­ют, что качество сборки по многим параметрам даже превосходит тольяттинскую сборку, поскольку каждому собранному автомоби­лю на заводе уделяется огромное внимание, а также потому, что украинские запчасти превосходят по качеству некоторые россий­ские. Но основным преимуществом собранного в Украине "ВАЗа" является, конечно, его цена. В конечном итоге автомобиль полу­чается на 10-15% дешевле, чем собранный в Тольятти. Это объяс­няется тем, что при ввозе на территорию Украины машинокомплектов значительно уменьшается НДС и ввозные пошлины. Кро­ме этого, сборка в Луцке считается дешевле, не говоря уже о транспортировке готового автомобиля на место продажи. Но, несмотря на столь удачно налаженную сборку "ВАЗов", компания "Укрпроминвест" не планирует полностью обеспечить украинско­го потребителя собранными в Луцке автомобилями. Большая часть "ВАЗов" будет завезена в Украину в готовом виде.

Общие тенденции подорожания автомобилей коснутся и продукции "ЛуАЗа". Руководство компании "Укрпроминвест" объясняет это тем, что цена автомобилей сейчас ниже себесто­имости, и разницу им приходится покрывать за счет собствен­ных доходов.

Доля отечественных производителей автомобилей на укра­инском рынке значительно увеличивается, если в нее включать крупноузловую сборку. Сейчас она составляет около 30% и со­храняет тенденции к увеличению.

Одним из последних примеров развития "крупноузловой" сборки в Украине может послужить подписанный 7 февраля в Тольятти контракт, который предполагает поставки на Хер­сонский автосборочный завод комплектующих для сборки авто­мобилей "ВАЗ-2106". Этот контракт рассчитан на год и предус­матривает поставку 2000 машинокомплектов. Первый этап сборки этих автомобилей будет поузловой, в нем будут исполь­зоваться кузова первой комплектации, а сама сборка будет осу­ществляться на подъемниках.