Укрепление китайских грузовиков

Лидеры мирового автомобилестроения приходят в Украину. Китайская Dong Feng — первая в своей стране и четвертая в мире среди предприятий автомобильной промышленности — наверняка не случайно обратила свое внимание на Украину. Сборку грузовиков китайского ги

Лидеры мирового автомобилестроения приходят в Украину. Китайская Dong Feng — первая в своей стране и четвертая в мире среди предприятий автомобильной промышленности — наверняка не случайно обратила свое внимание на Украину. Сборку грузовиков китайского гиганта в конце 2005 года начала на своем заводе в Черкассах компания "Фотон". Повышающийся спрос на эти автомобили постепенно разрушает устоявшийся стереотип, что все китайское обязательно плохое

Борьба за сегмент

Исторически сложившаяся монополия российских грузовых автомобилей среднего класса может быть серьезно потеснена. Хотя на данный момент в своем сегменте "Газели" и "Газоны" занимают порядка 60% рынка, уже появились реальные предпосылки нарушения этой пропорции. Альтернативой российским автомобилям выступают собранные в Украине грузовики из комплектующих азиатских производителей (Китай и Корея). Отвоевать часть рынка у российских производителей намерено ООО "Украинская компания "Фотон" (Черкассы), которое собирает на своих предприятиях в Украине машины четырех брендов: Foton, Dong Feng (оба Китай), Hyundai (Корея) и КАМАЗ. По данным Торгового дома "Фотон", итоги 2005 года показали рост реализации данных автомобилей на 126%. Благодаря таким результатам, только автомобили "Фотон" заняли 4,8% украинского рынка, улучшив свою долю на 2%. ТД "Фотон" прогнозирует рост доли рынка своих автомобилей в 2006 году до 8,9%.

В свою очередь, компания "Фотон" в 2006 году планирует выпустить на мощностях принадлежащего ей завода в Черкассах не менее 4 тыс. грузовых автомобилей торговых марок Foton, Dong Feng, Hyundai и КАМАЗ грузоподъемностью от 1,5 до 7 тонн (в прошлом году было выпущено около 3,6 тыс.). Компания "Фотон" реализует произведенные автомобили по договоренности с торговыми домами "Дон Фенг", "Фотон" и "Хюндай Моторс Украина", которые являются официальными дистрибьюторами этих торговых марок в Украине.

Генеральный директор компании "Фотон" Сергей Сероухов считает, что китайские грузовики обязательно будут присутствовать на украинском рынке и, безусловно, найдут своего потребителя.

Технический директор завода в Черкассах Иван Зобов говорит о том, что автомобили Dong Feng и Foton, предназначенные для внутригородских перевозок и перевозок на короткие расстояния, по соотношению цена и качество представляют собой очень выгодный вариант. Особенно привлекательны машины для начинающего бизнеса, поскольку быстро позволяют окупить вложенные средства в их покупку. Стоимость автомобилей Dong Feng в торговой сети составляет в зависимости от модели и комплектации от $9,6 тыс., Foton — от $9 тыс.

Рост объемов производства

О том, что производители других брендов в сегменте грузовиков среднего класса могут быть потеснены, свидетельствует рост объемов производства в Черкассах.

С начала работы компании "Фотон" в Украине (с октября 2004 года по май 2006 года) всего было изготовлено 3000 автомобилей. Однако почти треть из них произведена уже в 2006 году, что свидетельствует об общих темпах роста. За пять месяцев текущего года изготовлено 857 грузовых авто торговых марок Foton, Dong Feng и Hyundai различных модификаций, что на 85% больше, чем за аналогичный период 2005 года. Если более точно, то выпущено 645 автомобилей Foton (на 48,3% больше), 118 грузовиков Hyundai (рост больше чем 300%), а также 94 автомобиля Dong Feng. Следует сказать, что выпуск автомобилей Dong Feng на заводе начался в октябре 2005 года. Договор на выпуск автомобилей КАМАЗ заключен также в октябре прошлого года. Динамику спроса на эти два бренда пока еще оценивать рано.

По словам Ивана Зобова, в настоящее время мощности предприятия позволяют выпускать 350 автомобилей в месяц при существующих площадях, то есть около 4200 машин в год. Модельный ряд китайских автомобилей Dong Feng в Украине представлен пятью автомобилями с максимальной грузоподъемностью от 3 до 5,5 тонн. Корейская Hyundai представлена двумя моделями грузоподъемностью от 3 до 4,2 тонн. Под маркой Foton пока что предлагается пять моделей грузоподъемностью от 2,5 до 3 тонн. Но, как сообщил господин Зобов, компания-производитель уже предлагает собирать в Украине пять новых моделей. Первые поставки деталей этих авто уже находятся на таможенном складе, и предприятие будет проводить по ним сертификационные испытания. Пока происходит согласование различных характеристик на соответствие европейским нормам. Согласно планам, выпуск новых грузовиков в Украине будет начат в октябре. Главной особенностью новых машин является то, что все они будут укомплектованы двигателем по стандарту Евро-2.

Одна из важных задач, которую собирается решить компания в первую очередь, это обеспечение запасными частями. "Сейчас мы очень плотно работаем с поставщиками машкомплектов. Постоянно дорабатывается перечень запчастей, который необходим заказчику", — говорит технический директор завода. Компания уже приобрела запчастей для машин, выпущенных ранее, более чем на 400 млн. грн., сообщил Иван Зобов.

Пути к росту

Генеральной стратегией компании является расширение производства. Уже принято решение о строительстве нового предприятия по производству грузовиков среднего класса. Новый завод задуман как полнокомплектное производство со сварочным и малярным комплексом, испытательными стендами. По словам Сергея Сероухова, компания планирует запустить мелкоузловое производство через 7-8 месяцев, что позволит довести мощности предприятия до15 тыс. автомобилей в год. Пока что все машины производятся только из импортных комплектующих, но вскоре произведенный автомобиль станет украинским. Как только новый завод будет запущен, фактически у производителя будут заказывать только двигатель, коробку передач, переднюю балку, передний и задний мосты, остальное будет производиться и собираться в Украине. Такое решение должно значительно удешевить общую стоимость производства машин.