"Укртелеком" хочет мобильности

В нынешнем году телекоммуникационный монополист намерен заниматься не только стационарной связью, но и мобильной. По мнению участников рынка, с приходом такого серьезного конкурента ситуация на рынке изменится, но шансов стать первым в этой отрасли у "Укр
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В нынешнем году телекоммуникационный монополист намерен заниматься не только стационарной связью, но и мобильной. По мнению участников рынка, с приходом такого серьезного конкурента ситуация на рынке изменится, но шансов стать первым в этой отрасли у "Укртелекома" немного

В стратегических вопросах на текущий год "Укртелеком", по словам его руководителя Георгия Дзекона, уже определился: повышать цены, строить сети, проводить новые телекоммуникационные линии и заняться мобильной связью. Основные опасения компании, что, впрочем, неудивительно, связаны с новой властью. "Пока нет нового правительства и неизвестно, какой у него будет подход — бизнесовый или политически-ориентированный, — говорить о чем-то сложно", — отметил Дзекон. Если говорить о полученных результатах, то за 2004 год ОАО "Укртелеком" совместно с ДП "Утел" заработало 7,2 млрд. грн., чистая прибыль составила 896 млн. грн. Главным итогом деятельности компании за год глава правления назвал преобразование ЗАО "Утел" в дочернее предприятие, в результате чего впервые за десять лет "Укртелекому" удалось получить дивиденды от работы своей международной "дочки".

Георгий Дзекон также посетовал, что, имея около 82% абонентов от всего рынка фиксированной связи, доход компании от общего денежного выражения составляет около 62%, а остальные операторы, владея 18% рынка, получают почти 38% прибыли. Поскольку тарифы, по которым работают коммерческие компании, существенно выше, "Укртелеком" подал предложение в Министерство экономики о пересмотре цен на телефонные услуги (к слову, их стоимость не повышалась с 2002 года).

В нынешнем году компанию ожидает также несколько неприятных сюрпризов, связанных с возможными финансовыми потерями. Так, в бизнес-плане на 2005 год заложено снижение доходов на 70-75% от международного трафика. Поскольку, по мнению г-на Дзекона, в этом году "Киевстар" и UMC могут отказаться от аренды междугородных каналов и начать работать по своим лицензиям, вследствие чего доход от этого направления может снизиться. Опасения "Укртелекома" о том, что мобильные операторы могут начать работать самостоятельно, нам подтвердили, но не уточнили, с какого периода это произойдет. "Компания получила лицензию не для того, чтобы она просто была, а для того, чтобы ею пользоваться", — сказал заместитель генерального директора ЗАО "Украинская мобильная связь" (UMC) Адам Вояцкий. Подобной позиции придерживается и "Киевстар", правда, более конкретного ответа не предоставил.

Если мобильные операторы стремятся выйти на рынок фиксированной связи, то национальный оператор планирует уже в этом году получить лицензию на мобильную связь, но какой стандарт будет предлагать потребителю "Укртелеком", пока неизвестно.

Вопрос получения лицензии зависит от того, когда приступит к работе регуляторный орган — Национальная комиссия по регулированию рынка связи (НКРС), состав которой был отменен Печерским судом в конце недели.

Мы также попытались выяснить у основных лидеров этого рынка, каковы шансы национального оператора стать №1 в отрасли мобильной связи. "В последнее время на рынок выходят существующие компании с новыми брендами: "МОБИ" (WellCOM), Life (DCC). Поэтому, если появится еще один конкурент, условия работы станут у всех жестче, и ситуация может измениться, но среди такого количества игроков будет сложно сместить существующих лидеров и стать новым", — считает Адам Вояцкий. Как отметила начальник отдела по связям с общественностью ЗАО "Киевстар Дж.Эс.Эм" Жанна Ревнова, конкуренты — это всегда хорошо, главное, чтобы все работали в правовом поле и соблюдали честные правила игры.

В самом "Укртелекоме" мобильную связь рассматривают не только как перспективный бизнес, но и как возможность увеличить рыночную стоимость национального оператора. По мнению Георгия Дзекона, в нынешних условиях достаточно сложно говорить об увеличении стоимости "Укртелекома", поскольку телефонная сеть достаточно изношена, а около 80% всего оборудования оператора до сих пор аналоговое. Если бы "Укртелеком" смог предоставлять услуги мобильной связи, цена компании могла бы существенно возрасти.