"Управление активами: стратегии и риски"

По итогам обсуждения результатов деятельности институтов совместного инвестирования, развития системы негосударственного пенсионного обеспечения, состояния рынка ценных бумаг, проблем корпоративного управления в Украине участники научно-практической конфе

По итогам обсуждения результатов деятельности институтов совместного инвестирования, развития системы негосударственного пенсионного обеспечения, состояния рынка ценных бумаг, проблем корпоративного управления в Украине участники научно-практической конференции констатируют:

В 2003 году в Украине сохранялась положительная динамика экономического развития: рост реального ВВП составлял 8,5%, прирост объемов промышленного производства — 15,2%, объемы инвестиций в основной капитал увеличились против соответствующего периода 2002 года на 32,5%, вклады населения в банковской системе возросли на 68,2%, снизились кредитные и депозитные ставки.
Активно создавались компании по управлению активами и институты совместного инвестирования: по состоянию на май 2004 года на рынке уже работают 52 лицензированные ГКЦБФР компании по управлению активами, зарегистрировано регламенты около 50 инвестиционных фондов, объем эмиссий ценных бумаг ИСИ превысил 1,3 млрд. грн.
С 1 января 2004 года вступил в силу Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении", начался процесс разработки нормативно-правовой базы для деятельности пенсионных фондов.
В 2003 году основным источником привлечения финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг оставался выпуск акций и облигаций. При этом рыночная капитализация крупнейших украинских компаний остается крайне низкой, объемы торгов на организационно оформленном рынке не могут удовлетворить спрос инвестиционных и пенсионных фондов, предложение финансовых инструментов для инвестиций очень ограничено.
Факты нарушения прав миноритарных акционеров владельцами крупных пакетов акций, менеджментом акционерных обществ путем консолидации акций посредством механизма значительного увеличения их номинальной стоимости или "размывания" пакета акций при проведении дополнительной эмиссии акций свидетельствуют об отсутствии в Украине цивилизованного корпоративного управления. Отсутствие современной законодательной базы для урегулирования корпоративных конфликтов существенно влияет на привлекательность украинского фондового рынка в целом и доверие к институтам совместного инвестирования в частности.
Возрастающие потребности реального сектора экономики Украины в инвестиционных ресурсах, обеспечение инновационной составляющей развития предприятий, внедрение пенсионной реформы требуют сосредоточения совместных усилий органов государственной власти и профессиональных участников рынка ценных бумаг на решении следующих задач:

1. Законодательное обеспечение деятельности на фондовом рынке:
• принятие Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" (вместо действующего Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже");
• принятие Законов Украины "О производных ценных бумагах", "О срочных финансовых инструментах"; "Об ипотечных ценных бумагах";
• принятие Закона Украины "О валютном регулировании";
• внесение изменений в налоговое законодательство относительно отмены налогообложения взносов в негосударственные пенсионные фонды;
• принятие Закона Украины "Об акционерных обществах";
• внесение изменений в Закон Украины "Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)";
• принятие Государственной программы приватизации на 2004 — 2006 годы и включение в нее способов продажи объектов приватизации, которые предусматривают участие портфельных инвесторов.

2. Обеспечение развития инфраструктуры фондового ринка:
• внедрение выпусков средне- и долгосрочных государственных и муниципальных долговых ценных бумаг, установление веских гарантий по ним;
• установление доходности по государственным облигациям с учетом индекса инфляции и норматива доходности не менее 4% годовых;
• создание условий для реализации прав институциональных инвесторов (инвестиционных и пенсионных фондов) на приобретение ценных бумаг на международных фондовых рынках (отмена индивидуальных лицензий НБУ на отдельные операции);
• упрощение процедуры движения международного капитала на фондовом рынке Украины (репатриация инвестиций и/или доходов от инвестиционных операций, инвестирование резидентов Украины за границей, инвестирование нерезидентов в Украине);
• внесение изменений в налоговое законодательство относительно отказа от налогообложения инфляционной составляющей в стоимости собственного капитала, курсовой разницы инвестиций, внесенных в валюте;
• отмена налога на дивиденды физических лиц и нерезидентов (как двойного налога на инвестиционные доходы);
• содействие выходу на рынок финансовых инструментов, обеспеченных реальным ликвидным имуществом — в первую очередь ипотечных ценных бумаг, связанных с земельной реформой;
• содействие созданию рейтингового агентства, установлению рейтинговых оценок акций и облигаций отечественных эмитентов;
• развитие принципов саморегулирования на фондовом рынке.

3. Развитие деятельности по управлению активами институтов совместного инвестирования, негосударственных пенсионных фондов:
• продолжение совместной работы ГКЦБФР и УАИБ по разработке нормативно-правовой базы деятельности по управлению активами пенсионных фондов, усовершенствованию нормативно-правовых актов по вопросам регулирования деятельности ИСИ;
• продолжение сотрудничества УАИБ и Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг по вопросам создания и деятельности негосударственных пенсионных фондов;
• внедрение международных стандартов деятельности по управлению активами в практику работы членов УАИБ;
• усовершенствование разработанной УАИБ системы сбора и обработки информации о результатах деятельности ИСИ;
• формирование положительного имиджа институтов совместного инвестирования, в том числе путем организации мониторинга их деятельности, освещения результатов их деятельности в СМИ, на интернет-странице УАИБ.

4. Обеспечение внедрения в Украине цивилизованного корпоративного управления:
• содействие принятию Закона Украины "Об акционерных обществах",
• содействие внедрению в Украине Принципов корпоративного управления, утвержденных решением ГКЦБФР от 11.12.2003 г. №571;
• содействие появлению АО, которые будут соответствовать статусу публичных (листинг, двусторонние постоянные котировки, постоянный мониторинг в режиме он-лайн по сделкам, информационная открытость, гарантированная защита прав инвесторов в депозитарной системе);
• содействие получению соответствующих рейтингов ценными бумагами таких публичных компаний для обеспечения возможности инвестировать в них средства общеобязательной накопительной пенсионной системы, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов.

5. Усовершенствование системы раскрытия информации и обеспечение прозрачности деятельности акционерных обществ:
• обеспечение раскрытия акционерными обществами информации, которая по содержанию и форме подачи соответствует международным стандартам и ориентирована на потребности ее потребителей — инвесторов;
• усовершенствование перечня особой информации, которая влияет на стоимость ценных бумаг АО и обеспечение ее скорого раскрытия для рынка;
• оперативное раскрытие регулярной информации эмитентов для широких кругов участников рынка;
• введение требований о раскрытии ОАО промежуточной финансовой отчетности ежеквартально или за полугодие.