Уравнять возможности столицы и регионов

В процесс развития отечественного рынка капиталов все больше втягивается периферия: растут обороты региональных рынков, формируется их инфраструктура. Этой позитивной динамике с начала нынешнего года особенно мощный толчок придало вступление в силу Закона
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В процесс развития отечественного рынка капиталов все больше втягивается периферия: растут обороты региональных рынков, формируется их инфраструктура. Этой позитивной динамике с начала нынешнего года особенно мощный толчок придало вступление в силу Закона Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении". Появление на украинском финансовом рынке новых инвестиционных институтов — негосударственных пенсионных фондов с компаниями по управлению пенсионными активами — вряд ли сможет сейчас превратиться в триумфальное шествие. Однако потенциал этих структур и то внимание, которое им уделяется государством, в том числе региональными и местными властями, дают основания полагать, что уже в ближайшее время открытые и корпоративные НПФы займут важнейшее место в инвестиционном процессе

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать тот факт, что фондовые рынки регионов подошли к такому этапу развития, когда они становятся ключом для решения многих региональных экономических проблем, в том числе позволяя одновременно пополнять доходную часть бюджета и привлекать долгосрочные инвестиции в производство.
Негосударственные пенсионные фонды должны стать в регионах крупнейшими инвестиционными институтами, управляя средствами, сопоставимыми с активами коммерческих банков. Серьезное преимущество пенсионных фондов будет обусловлено на рынке еще и тем, что им предоставлены существенные налоговые льготы. А поскольку их основная задача — обеспечение дополнительной пенсии, в них инвестируют на длительный срок: 20 — 30 и более лет. Это более чем подходит для формирования достаточно консервативных и долгосрочных вложений. А выкупив в соответствии с действующим законодательством на организованных фондовых торговых площадках дополнительные эмиссии местных акционерных обществ и корпоративные облигации предприятий, средства будут направляться на модернизацию производств, освоение выпусков новых видов продукции. Одним словом, появляется мощный региональный источник вложений крупных сумм денег в развитие предприятий.
Сейчас эта проблема частично решается за счет льготных кредитов международных финансовых институтов (Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития). Но, во-первых, кредиты достаются не всем, а во-вторых, западные инвесторы участвуют в долгосрочных проектах преимущественно в обмен на определенную долю собственности. Поэтому постепенно, и в первую очередь — руководство отечественных коммерческих банков, пришли к пониманию необходимости использования местных источников финансирования — средств мелких и средних инвесторов, не претендующих на контрольный пакет акций, но способных аккумулировать достаточно крупные суммы денег.
Вполне логично, что преимущественно банки и выступили инициаторами и учредителями большинства создаваемых компаний по управлению пенсионными активами и профессиональных администраторов пенсионных фондов, а также формирования в регионах корпоративных и открытых негосударственных пенсионных фондов.
Речь идет о формировании на данном этапе современной рыночной инфраструктуры коллективного инвестирования, которой так не хватает сейчас даже в областных центрах. К осознанию такой необходимости первыми пришли местные банки, конкурирующие с киевскими структурами за право обслуживать предприятия региона. Примером может служить зарегистрированное в г. Сумы ООО "Компания по управлению активами и администратор пенсионных фондов "Финансовый ресурс" и уже получившее в начале февраля в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку полную лицензию на право управлять активами институтов совместного инвестирования и активами пенсионных фондов.
Таким образом, межбанковская конкуренция способствует более быстрому и качественному освоению фондовых технологий применительно к инвестиционным процессам, что в будущем неизбежно сыграет решающую роль в формировании ликвидного рынка отечественных ценных бумаг и будет связано с текущим наполнением областного и муниципальных бюджетов. Ведь, как показывает практика, во многих случаях местным администрациям выгоднее привлекать займы на возвратной основе, чем становиться заложниками трудновыполнимого плана сбора налогов.
Разумеется, кредиты стоят денег, и рано или поздно их придется отдавать, но грамотно составленная схема займа может многократно окупить потери от задержки финансирования социально значимых отраслей, а иногда и стимулировать собираемость налогов.
Особенно это становится актуальным с началом работы в регионе крупного коллективного инвестора — негосударственного пенсионного фонда, направляющего в соответствии с инвестиционной декларацией часть пенсионных активов на приобретение выпусков региональных долговых обязательств. Что в свою очередь позволит привлекать в местные бюджеты относительно недорогие и достаточно "длинные" деньги. И уже к концу этого года данная практика должна приобретать все более и более заметные масштабы.
Можно констатировать: с началом развития процессов негосударственного пенсионного обеспечения активность на фондовом рынке выходит за пределы столицы и уже в ближайшем будущем станет доминирующим фактором в украинской экономике.

Пенсионной системе требуется рыночная инфраструктура

Для решения лишь малой части вышеперечисленных задач властные структуры и профессиональные участники рынка должны создать современную рыночную инфраструктуру региона. Речь идет не только о технических средствах, обмене информацией и мониторинге, но и об условиях регистрации и контроле за субъектами негосударственного пенсионного обеспечения. Безусловно, местные информационные ресурсы освоены слабее киевских и тем более международных. Причина — в локализованности рынка, ограниченности состава участников и их психологической неготовности к широкому оповещению о своих финансовых операциях.
Надо признать, что государственное регулирование в нашей стране играет большую роль, чем в странах с устоявшимися рыночными отношениями, так как перед нами стоит задача быстрого становления рынка капиталов. Сведенное к минимуму государственное вмешательство затянуло бы этот процесс, ибо "саморегулирующегося" частного капитала в нашей стране недостаточно для того, чтобы самостоятельно создать современные средства инфраструктуры, например, рынка ценных бумаг, а также решать проблемы, затрагивающие интересы общества в целом.
Сегодня с началом реализации процессов негосударственного пенсионного обеспечения более чем актуальными для региональных властей и местного депутатского корпуса становятся следующие задачи:
- формирование условий по обеспечению функционирования регионального фондового рынка по четким правилам, учитывающим интересы его профессиональных участников и общества, связанные прежде всего с необходимостью налаживания высокоэффективной и гибкой системы перетока капиталов, оперативно реагирующей на изменение конъюнктуры в области инвестиций;
- создание комплексной инфраструктуры, обеспечивающей развитие приоритетных сегментов рынка капиталов, поддержание инфраструктурных организаций и развитие конкуренции на региональном рынке;
- защита прав акционеров и инвесторов, в том числе участников негосударственных пенсионных фондов;
- обеспечение жесткого контроля за выполнением участниками рынка капиталов установленных правил с применением санкций в отношении их нарушителей;
- формирование доверия населения к процессам коллективного инвестирования и его участникам;
- способствование совместно с заинтересованными хозяйствующими субъектами формированию современной институциональной инфраструктуры регионального рынка капиталов, обеспечение его открытости и интегрированности в общеукраинский рынок.
Развитие инфраструктуры включает и установление общих стандартов деятельности на региональном фондовом рынке, в том числе правил раскрытия информации о сделках, публикацию финансовой отчетности эмитентов и инвестиционных институтов. Следующим этапом должна стать координация деятельности местных инвестиционных институтов и саморегулируемых организаций, например, с Украинской ассоциацией инвестиционного бизнеса по сбору и раскрытию информации о состоянии финансового рынка региона, содействие в освещении экономической информации в местной прессе, на радио и телевидении.

Как избежать злоупотреблений

Защита финансового рынка от злого умысла отдельных его участников всегда была в ряду первоочередных задач центральных государственных контролирующих органов и местных властей любой страны. Действительно, в глазах инвесторов доверие к этому рынку как источнику капиталов для экономического развития может быть утрачено из-за коварных планов нечистых на руку финансистов. Завоевать же его вновь непросто. Потребуются неимоверные усилия, чтобы переломить настроения массовых инвесторов.
Преодоление недоверия потенциальных участников негосударственных пенсионных фондов будет одной из основных задач советов НПФов, профсоюзных организаций на местах и в целом всех местных властей. Предстоит серьезная работа с потенциальными инвесторами в регионах, а это, главным образом, трудоспособное население с его сбережениями. Укрепив их доверие к негосударственным пенсионным фондам как к институтам коллективного инвестирования можно и этот сегмент привлекаемых ресурсов сделать весьма значительным для масштабного инвестирования в экономику региона.
Максимальная открытость информации о пенсионных фондах — базовая, но не единственная предпосылка создания цивилизованных отношений между НПФами и их участниками. Жесткие требования по лицензированию компаний по управлению пенсионными активами, профессиональных администраторов и хранителей негосударственных пенсионных фондов, обслуживающих НПФы, и специалистов, работающих в них, также позволят поддерживать определенный порядок в этой сфере. А санкции к его нарушителям могут лишний раз продемонстрировать участникам и вкладчикам пенсионных фондов серьезность намерений государства в лице Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а также Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг.
Реализация на практике Закона Украины " О негосударственном пенсионном обеспечении" знаменует собой как в столице, так и в регионах начало нового этапа — этапа сознательного инвестирования. Время, когда инвесторы, одержимые жаждой легкого обогащения, принимали всерьез невыполнимые обещания, прошло. Маятник качнулся в другую сторону. Важно только уравнять возможности столицы и регионов.