Валютные рынки начинают любить евровалюту?

Итоги начинавшейся не самым удачным образом недели оказались для евровалюты достаточно оптимистичными. Ее внешний обменный курс против американского доллара, сумев удержаться и нащупать дно выше отметки 87 центов, провел новую мощную атаку на ключевой сей

Итоги начинавшейся не самым удачным образом недели оказались для евровалюты достаточно оптимистичными. Ее внешний обменный курс против американского доллара, сумев удержаться и нащупать дно выше отметки 87 центов, провел новую мощную атаку на ключевой сейчас для рынка 90-центовый рубеж. Напомним, что именно этот барьер евро не смогла осилить даже при помощи могущественных центральных банков, когда те 22 сентября нынешнего года провели очень эффектную и мощную совместную интервенцию в ее поддержку

Гадкий утенок или прекрасный лебедь?

Стоимость евровалюты в американских долларах впервые с того времени достигла указанного уровня в пятницу 15 декабря. Преодолеть его она пока что не смогла, однако неудача не так уж сильно расстроила покупателей евровалюты, ряды которых, следует отметить, в последние несколько недель значительно возросли. Тот факт, что недельные торги завершились достаточно высоко (EUR|USD=0,8952), позволяет им достаточно оптимистично смотреть в будущее, надеясь на возможность дальнейшего упрочения позиций евро на глобальных валютных рынках. Ведь ее усиление сейчас диктуется, похоже, не только фактом ослабления доллара. Курс европейской денежной единицы против японской иены тоже впервые за последние четыре месяца снова стал измеряться трехзначными цифрами. Его значение к концу прошедшей недели составляло около 101 иены за евро.

Зона комфорта

Считается, что если бы соотношению в обменной паре евро/доллар удалось войти в диапазон 0,9 — 1,0, то эта ситуация устроила бы практически всех, сняв один из главных предметов головной боли для европейских политиков и монетарных властей. С другой стороны, это позволило бы немного вздохнуть с облегчением американским корпорациям, поставляющим свои товары в страны Европейского валютного союза (ЕВС), не нанеся также существенного вреда и европейским экспортерам, продукция которых составляет 10% ВВП Еврорегиона.

Имя нового президента известно, что дальше?

Опровергнув ожидания многих, доллар заметно не усилился против евро после того, как рынки узнали новость о таком долгожданном окончании самой длинной в американской истории президентской выборной кампании. Банковские дилеры утверждают, что рынок уже был готов к такому исходу, заранее заложив в цену победу Буша. Конечно, снятие такого мощного фактора неопределенности — радостная новость, но экономика — главнее. Обещанное Бушем облегчение налогового пресса, которое, как ожидается, должно стимулировать увеличение уровня деловой активности, еще только предстоит воплотить в жизнь. Даже если это произойдет достаточно быстро, и на фоне нынешнего спада в экономике снижение ставок налогообложения удастся оформить законодательно уже в следующем году, эффект от этого начнет сказываться не ранее 2002 года. Для того, чтобы быстро решить нынешние проблемы американских производителей, очень заманчиво было бы немного ослабить усилия по дальнейшему поддержанию политики "сильного доллара". Как только рынок почувствует любую слабину в позиции новой президентской администрации в этом вопросе, негативные последствия для курса доллара не замедлят сказаться. Как пометет новая метла, остается еще не до конца понятным. Будет ли новая президентская команда достаточно квалифицированной, чтобы сразу начать успешно управляться с проблемами крупнейшей в мире экономики?

Как дела у экономики?

Конечно, главная скрипка в этом процессе принадлежит все-таки авторитетнейшему Алану Гринспену. Этот человек уже не раз за долгие годы пребывания у руля Федерального Резерва (ФРС) демонстрировал просто таки феноменальную способность решать любые проблемы и избегать подводных течений и рифов. Но даже гений в конечном итоге - это всего лишь человек, а ему, как известно, свойственно ошибаться.

Экономика пока продолжает замедляться, причем намного быстрее, чем того желают монетарные власти. Проблемы с инфляцией еще не решены полностью, а потому пространство для маневра остается ограниченным.

В перспективе сейчас — начало послабления кредитных клапанов, но когда у ФРС руки окажутся развязанными, ясно пока не до конца. Опубликованные на прошлой неделе ключевые американские инфляционные показатели за ноябрь — индексы оптовых и потребительских цен — находятся в пределах комфортных для ФРС значений, но все-таки ближе к их верхней границе. А рынок рабочей силы, несмотря на некоторые признаки остывания, остается "узким" достаточно, чтобы в любой момент начали проявляться эффекты его негативного влияния на уровень цен. Промышленное производство в Штатах, тем временем, падало в ноябре второй месяц подряд. Такого не случалось еще со времен лета 1998 года, когда мир сотрясал мощнейший финансовый кризис. Угроза рецессии, таким образом, все еще остается на повестке дня. Даже если экономику удастся посадить, что называется, мягко, ускоряться снова она начнет далеко не сразу. Опубликованный во вторник 12 декабря показатель ВВП Еврорегиона за третий квартал 2000 года имел значение годового прироста 3,4%. Таким образом, европейская экономика впервые за последние несколько лет опередила американскую (рост ВВП США за тот же период, напомним, составил +2,4% в годовом выражении).

Фаворит сошел с дистанции?

А если вспомнить еще и об огромном дефиците торгового баланса в США, который рано или поздно, но все-таки напомнит о себе, то доллар сейчас, согласитесь, не очень захочется покупать. Как показали результаты последнего опроса мировых инвестиционных менеджеров, проведенного Merrill Lynch, 75% из них сейчас отдают предпочтение европейским активам. Американская экономика в последние годы остается крупнейшим в мире акцептором инвестиционных капиталов. Какая-то часть из них к концу года, так или иначе, должна возвратиться обратно. Этим тоже, в свою очередь, объясняется некоторое ослабление доллара, которое наблюдается, как правило, с приближением момента закрытия годовых балансовых отчетов.