Венчурные прокуроры

Генеральная прокуратура начала массовую ревизию деятельности венчурных фондов. Силовики хотят знать, чьими деньгами распоряжаются управляющие и на что они их тратят.

Генеральная прокуратура начала массовую ревизию деятельности венчурных фондов. Силовики хотят знать, чьими деньгами распоряжаются управляющие и на что они их тратят.

Информацию о проверках инвестиционных фондов правоохранительными органами подтвердили "Инвестгазете" в Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ). "Практически все компании, управляющие венчурными фондами, получили запросы от Генпрокуратуры с требованием предоставить максимально полные данные о своей деятельности", — рассказал генеральный директор УАИБ Евгений Григоренко. По его словам, в Генпрокуратуре не говорят, для чего им понадобилась эта информация. "Насколько мне известно, ранее подобных проверок не планировали", — удивляется Григоренко.Венчурные фонды создают исключительно юридические лица для инвестиций в высокорисковые активы. В Украине — преимущественно в недвижимость. На начало этого года в нашей стране зарегистрировано свыше 360 венчурных фондов с активами порядка 16 млрд. грн.В Генпрокуратуре отказались объяснить, почему заинтересовались этими структурами. "Мы не разглашаем информацию ни о целях наших проверок, ни даже о том, действительно ли они проводятся", — сообщил пресс-секретарь Генпрокуратуры Алексей Бебель.

Чия хата з краю?


Напуганные тотальными проверками, управляющие венчурными фондами также не хотят о них говорить. "Пускай прокуратура проверяет, лишь бы она не комментировала мои действия", — отрезал президент управляющей компании "Автоальянс-XXI век" Анатолий Отченаш. Однако некоторые участники рынка на условиях анонимности все же рассказали, что сотрудники Генпрокуратуры больше всего интересуются источниками доходов венчурных фондов, подозревая их в отмывании "грязных" денег. "Проверяют в первую очередь информацию о кредитах, сделках по покупке векселей и "мусорных" акций, данные о физлицах, инвесторах-нерезидентах, особенно из оффшорных зон", — говорит директор крупной киевской управляющей компании. При этом, по словам собеседника "ИГ", на то, чтобы собрать все запрашиваемые документы и лично (!) руководителю компании доставить их в отдел надзора за соблюдением законодательства по борьбе с отмыванием нелегальных доходов, Генпрокуратура отводит максимум три дня. "В противном случае обещают проводить изъятие документов", — отмечает источник.Попытки уличить венчурные фонды в незаконных операциях по отмыванию денег и уходе от налогообложения чиновники предпринимают не впервые. В конце прошлого года Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) уже проверяла венчурные фонды. Тогда в поле зрения ревизоров попали фонды с подозрительно высокой доходностью (свыше 300% годовых). Однако в конечном итоге ничего незаконного в их деятельности чиновники ГКЦБФР не нашли. "Венчурные фонды в основном обслуживают строительные схемы, — объясняет начальник управления совместного инвестирования ГКЦБФР Евгений Иванов. — Отсюда и столь высокий рост их активов. Посмотрите, что сейчас происходит на рынке недвижимости — за прошлый год цены возросли более чем в пять раз".В ГКЦБФР считают, что проверки Генпрокуратуры вызваны в большей степени "желанием изучить рынок, нежели поймать кого-то на горячем". "Активы венчурных фондов на сегодняшний день составляют порядка 16 млрд. грн. Сумма немалая, поэтому вполне понятно, что многих интересует, откуда взялись эти деньги и на что они тратятся", — считает Иванов.

Происки конкурентов


Однако участники рынка в столь невинные мотивы очередных проверок особо не верят. Некоторые управляющие считают, что ревизии Генпрокуратуры — "дело рук" основных конкурентов венчурных фондов на рынке недвижимости — фондов финансирования строительства (ФФС). Основным игроком в этом сегменте является банк "Аркада", который через такие фонды финансирует проекты крупнейшего застройщика — компании "Киевгорстрой". "Идет очень жесткая борьба за деньги клиентов, поэтому методы особо не выбирают, — соглашается директор по развитию бизнеса компании "Он-лайн Капитал" Михаил Ройко.Пока конкуренцию выигрывают венчурные фонды. Суммарные их инвестиции в объекты строительства, по данным УАИБ, превысили на конец года 8 млрд. грн. В то же время через ФФС и ФОН (фонды операций с недвижимостью) инвестировано порядка 380 млн. грн. По мнению Ройко, многим чиновникам наверху не нравится, что венчурные фонды более конкурентоспособны за счет льготного налогообложения.В Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, защищающей интересы венчурных управляющих, дипломатично уклоняются от ответа на вопрос, кто, по их мнению, может стоять за этими проверками. "Мы направили письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой разъяснить, для чего им понадобилась информация о деятельности венчурных фондов в таком объеме, — говорит Евгений Григоренко. — Пока не поступит официальный ответ, мы не будем комментировать их действия".Тем не менее, версия "заказа со стороны конкурентов" выглядит вполне логичной. В конце прошлого года в Верховной Раде был зарегистрирован явно лоббистский законопроект, который предлагал запретить институтам совместного инвестирования участвовать в финансировании строительства. Правда, позже этот документ был отозван его же авторами. "Мы тогда смогли убедить депутатов в необоснованности столь откровенного вышвыривания инвестиционных фондов с этого рынка", — уточнил г-н Григоренко.

Документы, которые требует Генпрокуратура от КУА:


– учредительные документы;.

– документы о регистрации КУА и венчурных фондов;

– лицензии; – регламенты и проспекты эмиссий ценных бумаг венчурных фондов;

– отчеты о деятельности за 2005 год;

– договоры о размещении ценных бумаг венчурных фондов за 2005-2006 годы;

– состав и структура активов венчурных фондов;

– документы о финансовых операциях с активами венчурных фондов (договоры купли-продажи, кредиты и т. п. с подтверждающими платежными документами из банка);

– перечень участников венчурных фондов;

– перечень торговцев ценными бумагами, с которыми подписаны договоры на комиссионное обслуживание;

– справка о фактических направлениях инвестиционной деятельности венчурных фондов;

– реестр финансовых операций, которые подлежат финансовому моніторингу;

– договоры аренды помещений, в которых находятся КУА и венчурные фонды.

– акты проверок контролирующих органов.