Входные билеты за 300 млн. долл.

Вместо временно не работающей Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС) распределением частотного ресурса хочет заняться Министерство транспорта и связи. От продажи лицензий на связь третьего поколения (3G) министр планирует получить почти 2 млр

Вместо временно не работающей Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС) распределением частотного ресурса хочет заняться Министерство транспорта и связи. От продажи лицензий на связь третьего поколения (3G) министр планирует получить почти 2 млрд. грн.

На прошлой неделе глава Министерства транспорта и связи заявил, что его ведомство намерено в 2005 году дополнительно привлечь в государственный бюджет 2,8 млрд. грн. Львиную долю этого дохода составит выручка от реализации лицензий на мобильную связь третьего поколения (3G) (порядка 1,8 млрд. грн.).

О планах участвовать в распределении этих лицензий давно заявляли ОАО "Укртелеком", "Киевстар", ЗАО "Украинская мобильная связь" (UMC) и ряд других компаний. Проблема заключалась в том, что с начала этого года должен был начать свою работу регулирующий орган рынка связи — НКРС, но из-за недавней отставки ее членов комиссия к работе так и не приступила.

Сейчас ожидается, что Президент Украины Виктор Ющенко может назначить новый состав. Однако, как удалось выяснить, Минтранс предложил правительству не торопиться с созданием НКРС и приостановить действие некоторых пунктов Закона "О телекоммуникациях", в которых говорится, что полномочия на выдачу лицензий имеет только комиссия. В этом же предложении речь идет о том, что пока эти функции может выполнять департамент связи при министерстве, который возглавляет Леонид Нетудыхата.

Как свидетельствует опыт проведения конкурсов на получение таких лицензий на Западе, их условия могут быть достаточно жесткими. Так, например, норвежская компания Telenor в свое время получила лицензию на 3G в своей стране. Сложность была в том, что согласно конкурсным условиям, компания должна была в течение короткого времени обеспечить покрытие связью 3G определенного процента территории, и это при том, что у нее еще не было подключенных абонентов.

В Украине телекоммуникационные компании пока не определились, насколько перспективно заниматься этим направлением, поскольку неизвестно, готов ли рынок платить за услуги в стандарте 3G. В вопросе цены лицензий не определилось и Минтранссвязи, поскольку по закону ведомство не может устанавливать цены на лицензии: это должна делать НКРС. Но по предложению сотрудников министерства, их стоимость будет формироваться в зависимости от количества поданных заявок — чем больше, тем выше цена. Кстати, в Норвегии оплата лицензий на 3G была достаточно низкой. В первую очередь причиной такого решения послужило желание снизить барьер входа на рынок мобильной связи для конкурентов. Подобная модель действует и в других скандинавских странах, в то время как на юге Европы лицензии продают за большие деньги. Пока неизвестно, по какому пути пойдет Украина. Вполне возможно, что сегодня предпочтение отдадут "дорогому" варианту, но это поднимет стоимость "входного билета" на украинский рынок мобильной связи для новых операторов.