Вопрос о членстве Украины в ЕС — дело времени

Евросоюз понимает экономические трудности Украины, готов увеличить финансовую и техническую помощь, но при условии, что Украина не только провозгласит свою приверженность принципам рыночной экономики, а и сможет проводить серьезные хозяйственные и правовы

Евросоюз понимает экономические трудности Украины, готов увеличить финансовую и техническую помощь, но при условии, что Украина не только провозгласит свою приверженность принципам рыночной экономики, а и сможет проводить серьезные хозяйственные и правовые реформы, т.е. начнет сближение с Европой. Об отношениях между Украиной и ЕС, а также о внутренних проблемах Союза, его реформировании рассказывает глава представительства Еврокомиссии в Украине Андре Ванавербек

— Господин Посол, как Вы оцениваете экономическую ситуацию в ЕС?

— В конце 90-х годов экономики стран ЕС пребывают в выгодном положении. Сегодня наблюдается устойчивый рост хозяйства — на уровне 2% ежегодно. Но и нам есть над чем работать — необходимо совершенствовать экономические модели в наших странах. Прежде всего, ЕС должен создать гибкие экономики, поскольку существующие хозяйственные модели довольно тяжелы и неповоротливы, а рабочая сила слишком дорогая. Нам импонирует та экономическая система, которая функционирует в США. Она более гибкая и способная реагировать на внешние и внутренние изменения, чем западноевропейская. Это необходимо сделать для выживания Евросоюза. Следует достичь определенного баланса между системой социальной защиты и конкурентоспособностью экономики. К примеру, экономика Великобритании в сравнении с бельгийской более конкурентоспособная, но в то же самое время система здравоохранения в Бельгии лучше. Одним словом, в настоящее время ЕС сильно обеспокоен такой проблемой, как способность экономик наших стран конкурировать с США и Азией, хотя в целом показатели хозяйственного развития государств Союза можно рассматривать как хорошие.

— Как известно, год назад 11 государств ЕС ввели в систему безналичных расчетов евро, а четыре пока заняли выжидательную позицию. В связи с этим не возникнет ли дисбаланс в экономическом развитии ЕС?

— Нет. На сегодня 4 страны: Великобритания, Швеция, Дания и Греция пока не присоединились к западноевропейскому валютному Союзу. Каждая из них имела на это основания. К примеру, Соединенное Королевство не стало членом валютного Союза по политическим причинам. Британцы считают, что введение евро приведет к потере суверенитета. Хочу подчеркнуть, что Великобритания, Швеция и Дания могут стать членами вышеуказанного Союза в любой момент, хоть завтра, и это не повлечет никаких серьезных экономических проблем. Хозяйственная ситуация в Греции довольно сложная. По определенным критериям, установленным в ЕС, это государство на юге Европы на момент создания валютного Союза не могло войти в него. За последние два года в экономике Греции произошли изменения в лучшую сторону. У нас есть уверенность в том, что в ближайшее время эти 4 государства присоединятся в Союзу.

— Даже в отношении Великобритании?

— Сегодня в сфере валютной политики к Соединенному Королевству у нас много вопросов. В Королевстве планируется провести референдум. Согласно проведенному опросу, только 30% британцев поддерживают идею вступления страны в валютный Союз. Вы знаете, что англичане — народ очень осторожный и прагматичный. Они заняли выжидательную позицию. Если введение евро будет успешным, то Великобритании ничего не останется, как присоединиться к Союзу, чтобы не потерять экономическое влияние на континенте. Поскольку решения по важнейшим финансово-валютным проблемам принимаются 11 государствами, вступившими в Союз, Лондону рано или поздно придется решать для себе вопрос: быть в валютном Союзе или существовать вне его пределов.

— Европейский Союз принял решение о расширении. Недавно во французской газете "Le Monde" бывший глава Европейской Комиссии Ж. Делор заявил, что Европа не должна спешить с приемом новых членов, необходимо все реально взвесить и обдумать последствия такого расширения. Одно дело, когда Союз объединяет 12 или 15 стран, а совсем другое, если ЕС будет состоять из 27 или 32 государств. Не окажется ли поезд под названием "ЕС" слишком перегруженным?

— Да. Существует такая опасность. Сегодня нам следует принять меры по совершенствованию внутренней структуры ЕС. Это необходимо сделать в ближайшее время, поскольку ЕС планирует в течение 5-10 лет увеличить количество членов до 27. С целью обеспечения нормальной деятельности ЕС, предусмотрено учредить межгосударственную конференцию, на которой обсудить вопросы, связанные с улучшением функционирования внутреннего механизма ЕС. Созданный орган должен решить, каким образом будут приниматься решения: большинством или единогласно, поскольку сегодня даже небольшое государство может заблокировать нужное решение большинству. Если сейчас ЕС в составе 15 государств с трудом принимает решения по некоторым острым и неотложным проблемам, то что будет, если в него вольются 12 новых государств. Эксперты Союза считают, что необходимо пересмотреть удельный вес государств, участвующих в ЕС. Господин Ж. Делор настаивает на проведении изменений внутри Союза как можно быстрее, хотя он настроен пессимистически: удастся ли это сделать в текущем году. Почему? Наблюдается различие в подходах между отдельными членами ЕС по определенным проблемам. К примеру, кандидаты на членство в ЕС хотели бы ограничить интеграцию экономическими аспектами, с чем не согласны государства, вошедшие в Союз раньше. Завершая обсуждение этого вопроса, хочу подчеркнуть, что ЕС стоит перед выбором: либо усовершенствовать механизм для быстрого принятия решений по политическим и экономическим вопросам, учитывая интересы участвующих государств, либо использовать существующую структуру, которая, по мнению специалистов, не отвечает требованиям времени.

— В европейской прессе иногда поднимается вопрос о том, что Украина — слишком большая страна для ее интеграции в ЕС. И не всем государствам ЕС нравится идея, что на востоке Европы появится государство с процветающей экономикой.

— К примеру, Австрия выступает против расширения ЕС. В любом случае, несмотря на существующие разногласия в ЕС по поводу будущего Союза, мы стоим на том, что Украина должна быть сильным, богатым экономически и политически стабильным государством, хорошим партнером ЕС. Союз надеется, что через 4-5 лет Украина будет готова начать переговоры о присоединении к Союзу. Как раз за это время ЕС удастся "переварить" запланированное расширение. ЕС говорит Украине: дайте нам пять лет и мы разберемся с нашими внутренними проблемами, а вы проведите реформы, сделайте вашу экономику более конкурентоспособной и привлекательной. И тогда Союз будет готов рассмотреть вопрос о членстве Украины в ЕС. Хочу напомнить, что, например, переговоры ЕС с Турцией начались еще в середине 60- х годов и только в конце 90- х годов процесс сближения Турции и ЕС приобрел осязаемые контуры.

— Какие этапы должна пройти Украина в своем экономическом развитии, чтобы претендовать на членство в ЕС? Когда и на каких условиях ЕС может пригласить Украину для проведения переговоров для присоединения к Союзу?

— Когда Украина будет готова, т. е. имеется в виду готовность вашего государства в плане демократического развития. Я хочу подчеркнуть, что на этом направлении Украина уже достигла значительного прогресса. Что касается экономики, то она должна быть рыночной и конкурентоспособной. Чтобы улучшить ситуацию в экономике, следует привлечь инвесторов, в первую очередь, частных, а они требуют стабильности в правовой сфере. Здесь особо стоит вопрос о доверии, поскольку ранее некоторые западные инвесторы имели серьезные проблемы в Украине. Следует создать привлекательный инвестиционный климат. Анализируя сегодняшнее экономическое развитие Украины, можно уже определенно говорить о возможности учреждения зоны свободной торговли. Кстати, это положение зафиксировано в Общей Стратегии ЕС к Украине. Это первый шаг, чтобы в дальнейшем вашу страну рассматривали как возможного и приемлемого партнера и кандидата для вступления в Союз. Хорошим подспорьем для сближения ЕС и Украины является присоединение последней к ВТО.

Таким образом, Украина шаг за шагом может постепенно приближаться к поставленной цели. Уже в последующие годы Украина могла бы получить статус ассоциированного членства в ЕС.

Мы не должны забывать о политических аспектах. Недостаточно иметь хорошо развитую экономику и соответствовать критериям, выдвинутым ЕС. Государство, которое намерено вступить в ЕС, должно обязательно развиваться на демократических принципах.

— Европейская Комиссия разрабатывает рекомендации, каким образом Украине "подтянуть" экономику к западноевропейским стандартам. Как украинские органы управления к ним относятся?

— Идеального в наших взаимоотношениях нет. С некоторыми министерствами и ведомствами у нас сложились хорошие отношения. А с некоторыми нет. Возьмем бывшее Министерство внешних экономических связей и торговли. Согласно соглашению о партнерском сотрудничестве с ЕС, Украина должна постепенно делать свою экономику более открытой и прекратить практику предоставления особых льгот отечественным компаниям. Данные, собранные Европейской Комиссией, свидетельствуют об обратном: со стороны Украины есть нарушения положений этого документа. Мы обсуждали с вышеуказанным ведомством наши предложения. Руководство министерства соглашалось, но нарушения все равно были. После проведения админреформы и создания Министерства экономики согласованные сторонами решения, по нашему убеждению, будут выполняться. Недавно у меня состоялась встреча с министром топлива и мы надеемся, что это ведомство будет решать насущные вопросы быстро и эффективно.

— По данным украинских и международных экспертов, для модернизации экономики потребуется от $40 млрд. и больше. Такими средствами Украина не обладает. Возможно ли в ближайшем будущем переориентация западных инвесторов с рынков стран Центральной Европы на страны Содружества, в первую очередь, Украину. Если да, то при каких условиях?

—Я согласен, что ваша страна требует значительных финансовых вливаний — государственных и частных. К примеру, вам необходимо закрыть угольные предприятия и, соответственно, придется уволить много рабочих. Для разрешения этой проблемы потребуются бюджетные деньги. Вряд ли западный частный капитал будет заниматься инвестированием средств в угольную индустрию.

Что касается других отраслей экономики, то Украина может получить кредиты на их развитие, но при условии разработки четкой программы действий. По моему убеждению, США и Западная Европа должны серьезно увеличить помощь Украине, если мы последнюю рассматриваем в будущем как полноценного партнера. Мы должны построить более доверительные отношения друг с другом. Государственное финансирование нужно на переходный период, а в долгосрочной перспективе необходимо опираться на частные инвестиции. А чтобы западные компании пришли на украинский рынок, должен быть благоприятный инвестиционный климат. Как известно, Украина получила незначительную толику иностранных инвестиций в сравнении со странами Центральной Европы.

— Есть ли у Европейского союза наработки, сколько же требуется Украине для модернизации экономики?

— Вы знаете, что ситуация, сложившаяся в ЕС после введения евро, диктует нам сократить внешние расходы. К примеру, Бельгии не хватает денег на здравоохранение и образование, поэтому сегодня сложно убедить общественность стран ЕС в том, что она должна поддерживать финансово других, менее богатых, и что это работает на долгосрочную перспективу. А она состоит в том, чтобы в Украине создать процветающую экономику и чтобы Киев превратился в стабильного и предсказуемого партнера ЕС. Я не хочу утверждать, что Украина без внешних кредитов не разрешит своих проблем, но на данном этапе международная финансовая помощь должна предоставляться.

— Не испытывает ли боязнь ЕС, если в случае ухудшения экономической ситуации в Украине, она может попасть в сферу интересов России. Есть ли прямая заинтересованность ЕС в том, чтобы Украина присоединилась к нему, или это только пожелание Украине без соответствующей поддержки со стороны стран Союза?

— Сегодня в интересах Европейского сообщества следует оказать помощь Украине, чтобы в ней не произошло ухудшения экономической ситуации. Наша заинтересованность в политическом плане состоит в том, чтобы Украина оставалась независимым государством и не оказалась в орбите интересов другого государства. Я хотел бы уточнить, что Украина не должна бояться России. Никто сегодня не может предсказать будущее России, но мы надеемся, что она будет двигаться по пути трансформации своей экономической системы. Лучшим вариантом для Украины было бы сближение с Западом, при этом сохранить хорошие взаимоотношения со своим северным соседом. Конечно, налаживание добрососедских отношений между двумя государствами возможно при условии, что Россия будет двигаться к рыночной экономике, соблюдать демократические принципы и забыть о том, что когда-то она была сверхдержавой. Мы поддерживаем идею создания зоны свободной торговли между Украиной и Россией.

— Но, как известно, Москва противится этому процессу.

— Это пока неясно. Я не могу понять, почему Россия против учреждения зоны свободной торговли, в пределах которой она могла бы реализовывать свою продукцию и повысить ее конкурентоспособность. Я считаю, что это неразумное решение, не отвечающее экономическим интересам России. По имеющейся информации, определенные силы в России и Беларуси мечтают о воссоздании бывшего Союза. Я думаю, в этих странах здравый смысл восторжествует и приверженцы рыночной экономики и демократии в России и Беларуси победят. И это в интересах Украины. Согласно Общей Стратегии ЕС к Украине Запад поддерживает многовекторность ее внешней политики и налаживание взаимовыгодного сотрудничества со своими соседями, в том числе и с Россией. Что касается развития отношений с Россией, то ЕС ставит перед собой цель избежать острой конфронтации с ней. Я надеюсь, что между Россией и ЕС будут преобладать элементы сотрудничества и это будет отвечать интересам всей Европы.