Восточный путь электронной промышленности

В наши дни, когда полки отечественных магазинов завалены импортной компьютерной, теле-, видео- и прочей техникой, вряд ли какой-нибудь потенциальный покупатель задумается над тем, что среди этого изобилия найти по-настоящему импортный товар не так-то прос

В наши дни, когда полки отечественных магазинов завалены импортной компьютерной, теле-, видео- и прочей техникой, вряд ли какой-нибудь потенциальный покупатель задумается над тем, что среди этого изобилия найти по-настоящему импортный товар не так-то просто

НА РЫНКЕ бытовой электроники и компьютерной техники последние годы явно доминируют зарубежные бренды. Например, доля отечественных марок телевизоров, таких как "Электрон", "Оризон" или "Березка" по оценкам специалистов, не превышает 10%. Тем не менее основная масса импортных телевизоров, реализуемых в нашей стране, является, отчасти, местным продуктом. В Украину они попадают в виде комплектующих, здесь их собирают и после отправляют на продажу.

Собирать телевизоры зарубежных марок на месте стало выгодно после того, как в середине девяностых готовые телевизоры, вместе с другими видами импорта включили в группу подакцизных товаров. К тому времени у крупнейших импортеров уже была подготовлена коммерческая база для создания собственного производства. Начиная с 1997 года, в Украине одна за другой стали открываться производственные линии известнейших зарубежных фирм по сборке телевизоров, видеомагнитофонов, плееров и т. п. На сегодняшний день в Украине работают как минимум восемь линий, на которых официально собирают аппаратуру импортных марок — Sony, Philips, Samsung, LG и другие. Производственные мощности подобных линий в Украине достигают 800 единиц в смену. Все производство является сертифицированным, что подразумевает достаточно высокое качество конечного продукта, устраивающее как зарубежных партнеров, так и отечественные контролирующие органы.

Помимо акцизных сборов на развитие сборочного производства в стране повлияла и общая политика государства, решившего применить опыт стимулирования сборки автомобилей на украинских предприятиях в сфере электронной промышленности. В рамках этой программы, в частности была установлена минимальная ввозная стоимость на импортные телевизоры.

Арифметика выгодности сборочного производства проста. Если готовый импортный телевизор до прохождения таможни стоит, например $120, то после растаможивания его стоимость увеличится на $97,44 ($61,2 таможенных сборов, в т. ч. акцизный сбор + $36,24 налога на добавленную стоимость). Таким образом, для украинского покупателя данный телевизор уже будет стоить $217,44. В то же время если подобный телевизор ввезти по такой же стоимости ($120), но в разобранном виде (как комплектующие), то сборы на таможне составят всего $7,2, а налог на добавленную стоимость — $25,4. Если к этому прибавить еще расходы на сборку, составляющие максимум $5, то данный телевизор на выходе будет стоить $157,6. Разница почти $60 видится достаточно существенной, чтобы сделать выбор в пользу импорта техники в страну в разобранном виде.

Со временем, такое положение привело к тому, что ввозом импортной электроники стали заниматься, в основном, совместные предприятия, имевшие до недавнего времени существенные налоговые льготы и контрабандисты, вообще не уплачивающие никаких сборов.

Между тем, отверточная сборка настолько простой процесс, что в настоящее время в Украине, помимо солидных компаний, таких как "Нью Винд" (г. Киев) или "Фокстрот" (г. Днепропетровск), телевизоры, видеомагнитофоны и т.п. собирают еще множество мелких фирм и частных лиц, причем, зачастую, чуть ли не в подвальных условиях. Данная продукция идет как на рынки, так и на прилавки магазинов. Само собой, такая продукция не может конкурировать с изделиями, которые собираются на конвейере, тем не менее она находит своего покупателя ввиду своей крайне низкой, подчас просто демпинговой цены. Самое интересное то, что к таким кустарным изделиям очень часто прилагается гарантия, наравне с продукцией серьезных производителей.

С компьютерами ситуация складывалась несколько иначе. В начале 90-х годов в стране с огромным научным потенциалом имелась целая армия высококвалифицированных инженеров, программистов, наладчиков и прочих высококлассных специалистов. Естественно, находилось немало умельцев, способных в домашних условиях собирать из различных комплектующих компьютер. Для хорошего электронщика такое занятие было как игра в детский конструктор — покупаешь корпус и к нему привинчиваешь процессор, блок питания, еще несколько различных блоков, все это соединяешь между собой и вот он — новый компьютер, не уступающий параметрам IBM или Intel, но стоящий гораздо дешевле. Спрос на такую продукцию в Украине определенно был, что быстро осознали фирмы, занимающиеся продажей импортных компьютеров а также их гарантийным и послегарантийным ремонтом. В результате на сегодняшний день в Украине производством компьютеров занимается огромное множество фирм, хотя можно выделить несколько лидеров в данной сфере: это такие компании как "Квазар-микро", "МКС", "NOOS-Ukraine" или "МДМ-Cервис". В свое время у этих фирм были налажены прямые контакты с зарубежными компаниями-производителями, что дало им некоторые преимущества над остальными при развитии на данном направлении. Однако огромное сегодняшнее превышение предложения над спросом мешает дальнейшему наращиванию мощностей данных предприятий, в то время как ценовая конкуренция уже себя исчерпала.

Нужно сказать, что в таком положении вещей на компьютерном рынке виновато уже не налоговое законодательство страны, а прежде всего политика ведущих мировых компаний — производителей компьютеров, вследствие которой при покупке компьютера известной марки больше платишь за имя, нежели за изделие, при этом комплектующие к данным компьютерам относительно не такие уж дорогие. Из отечественных комплектующих в конечном компьютерном продукте присутствуют, в лучшем случае, лишь блок питания да корпус. Мониторы, принтеры и прочая компьютерная периферия в Украине практически не производится.

В последние дни отечественное законодательство претерпело значительные изменения, которые казалось бы кардинально должны изменить ситуацию на рынке электронной техники, в первую очередь это касается с одной стороны отмены ввозных акцизов на готовые импортные телевизоры и минимальной таможенной стоимости, а с другой — снятие налоговых льгот с совместных предприятий. Тем не менее представители ведущих компаний, специализирующихся на выпуске соответствующей продукции практически в один голос заявляют, что после кризиса 1998 года платежеспособность населения снизилась более чем в два раза, что привело к значительному сужению рынка. Сбыт продукции достиг минимальных размеров, предложение доминирует над спросом. Естественно, это пагубно отражается на производстве, и некоторым крупным компаниям, таким как "Нью Винд", даже пришлось пойти на временную приостановку некоторых своих производственных линий. Таким образом, сегодня отечественным производителям не помогут даже налоговые льготы (хотя и не помешают), оздоровлять нужно всю экономику в целом, создавая благоприятный инвестиционный климат глобально во всей стране.

Нужно сказать, что определенные надежды на улучшение инвестиционного климата у компаний-производителей есть и связывают их прежде всего с новым правительством. Вызваны они продекларированными намерениями премьер-министра подойти по-новому к вопросам налогообложения. Особенный интерес вызывают заявления о возможном упразднении различных налоговых льгот, с одновременным снижением налогового бремени для всех украинских предприятий и упрощении налоговой системы в целом. Но это, если и произойдет, то по крайней мере не очень скоро, а пока отечественные предприятия видят свое будущее в переориентации с внутреннего рынка на внешний, повышая качество выпускаемой продукции, снижая ее себестоимость и постепенно наращивая объемы производства. Государство может в этом помочь, и всего-то от него нужно: не уделять все свое внимание отдельно взятой сфере народного хозяйства, определяя некие приоритеты развития, а просто создать равные хорошие условия для всех, кто хочет работать в нашей стране, так как это когда-то сделали в Сингапуре. В свое время крупнейшие мировые производители перенесли туда свое основное производство, потому что там была дешевая рабочая сила и необременительная налоговая система. Позже такие же условия были созданы и в Китае, после чего эта страна стала одним из крупнейших производителей электроники. Сейчас похожие тенденции проявляются в странах Восточной Европы. Дешевую рабочую силу мы имеем, плюс к этому еще сохранившийся научный потенциал, так почему бы нам не выполнить еще одно необходимое условие и не повторить путь востока Южной Азии или востока Европы.

Комментарий

Евгений Волков, директор "Нью Винд":

— ЭлектроннаЯ промышленность на сегодняшний день находится в жалком состоянии. После кризиса 1998 года сбыт уменьшился в 2-3 раза, в результате чего все 20 предприятий, имеющих аттестат производства телевизоров в Украине, за прошлый год в общей сложности выпустили порядка 80 тыс. телевизоров. Произведя нехитрые расчеты, можно сделать вывод, что эти предприятия все вместе за день производят 16-17 телевизоров. Отмечу, что из этих 80 тыс. мы произвели более 50%, и это при том, что почти 5 месяцев мы фактически не работали.

Емкость украинского рынка сегодня оценивается всего-навсего в 400 — 600 тыс. штук, в перспективе, если увеличится платежеспособность населения, она может увеличиться до 1 млн. Производство же становится более-менее выгодным, когда предприятие производит минимум 100 тыс. телевизоров в месяц.

Сейчас, в связи с резким падением спроса мы достаточно немного производим (около 1 тыс. произвели в феврале). Чтобы выйти из сложившегося положения, наша компания работает сразу по нескольким направлениям.

Первое направление заключается в активизации спроса на нашу продукцию. Для этого хотелось бы раскрутить программу предоставления рассрочек, но у нас пока нет достаточного количества оборотных средств для осуществления данной программы в широких масштабах. Сейчас рассрочка действует у нас только для юридических лиц и физических лиц — клиентов банка "Аваль", но мы планируем сделать эту программу доступной для всех потребителей. Хотя мы пытаемся найти пути воплощения этой идеи в жизнь.

На другом направлении идет работа над снижением себестоимости нашей продукции. В данное время компания ведет переговоры со своими зарубежными партнерами с целью получения комплектующих по более дешевой цене, чтобы в дальнейшем произведенные нами телевизоры были дешевле даже, чем аналогичный контрабандный товар. В рамках этих переговоров мы пытаемся добиться от зарубежных компаний более льготных условий для производственного проекта, чем просто для торговых поставок, дабы производство техники нашей компанией было выгодным при любой экономической ситуации в стране.

Еще одно наше направление — создание собственного телевизора. Мы ведем переговоры с несколькими украинскими производственными компаниями, с целью наладки внутри страны производства корпусов к телевизорам, упаковки из пенопласта, и некоторых других деталей. Может, это будет совместная торговая марка — не обязательно же создавать новый брэнд. Кроме того, можно использовать и уже известную марку украинских телевизоров.

В любом случае, ориентироваться только на внутренний рынок электронная промышленность Украины сегодня не может себе позволить. А для того, чтобы выйти на внешний рынок, наша продукция должна быть более качественной и дешевой. Качество мы берем на себя, но вопросы ценообразования зависят не только от нас, но и от налогового законодательства, при создании которого у нас за образец берется налоговое законодательство развитых западных стран. Но ведь у нас не такой уровень производства как на Западе, поэтому мы не можем себе позволить такой высокий уровень налогов, нам нужно более льготное налогообложение, такое, как в странах Юго-Восточной Азии. Кстати, в пользу моей точки зрения говорит то, что сегодня производство из развитых стран переносится как раз в страны Юго-Восточной Азии. А если у нас в стране будет привлекательный инвестиционный климат, то к нам придут не только зарубежные инвесторы, но найдутся и внутренние инвестиции для подъема уровня того же производства.

Олег Чернов, директор " NOOS Ukraine ":

— В настоЯщее времЯ "NOOS Ukraine" производит компьютеры Анкол и компьютеры под торговой маркой "Нью Винд". Причем мы сознательно пошли на создание нового брэнда "Нью Винд", ведь не секрет, что около 90% компьютеров в стране собирается "на коленях", их делают все, кому не лень, а наша компания обладает производственной конвейерной линией, прошедшей сертификацию, на этой линии мы собираем полностью сертифицированный компьютер и гарантируем его абсолютное качество. Сегодня сертифицированные компьютеры выпускает всего около 10 украинских компаний, причем даже в этих фирмах не всегда налажено конвейерное производство.

Производимые нами компьютеры на 100% состоят из импортных комплектующих, но если в будущем появятся украинские комплектующие, не уступающие импортным по качеству и цене, то мы с удовольствием будем использовать эти комплектующие.

Несмотря на то, что наша фирма имеет большой производственный потенциал, наращивать объемы производства нам крайне сложно, ведь покупательная способность населения уменьшилась, а предложение осталось на прежнем уровне, причем большинство предлагаемой продукции — несертифицированные компьютеры кустарного производства. Мне кажется, что неупорядоченное положение с массовой несертифицированной сборкой компьютерной техники является упущением общества по защите прав потребителей, ведь только сертификация гарантирует качество любой выпускаемой продукции.

Для того, чтобы в будущем увеличить объемы продаж, сегодня наша компания ведет переговоры с несколькими компаниями за пределами Украины, которые осмотрели наше производство и по достоинству оценили его. Если переговоры будут успешными, то при помощи этих компаний мы хотим наладить экспорт наших компьютеров за рубеж. В связи с этим мы хотим выйти на производство хотя бы несколько тысяч штук в месяц. Сейчас это является нашей первоочередной стратегической задачей.