Возрождение льгот

На прошлой неделе парламент утвердил Бюджетную резолюцию на 2007 год. Главное новшество, которое ожидает бюджет следующего года, — возобновление работы свободных экономических зон. В большинстве надеются, что возвращение налоговых льгот поможет росту ин
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На прошлой неделе парламент утвердил Бюджетную резолюцию на 2007 год. Главное новшество, которое ожидает бюджет следующего года, — возобновление работы свободных экономических зон.

В большинстве надеются, что возвращение налоговых льгот поможет росту инвестиций в украинских оффшорах и компенсирует потери бюджета

Бюджетные слушания стали первой пробой сил для новой "антикризисной" коалиции. В результате парламент принял бюджетную резолюцию в редакции большинства, против чего резко выступила коалиция в лице БЮТ и "Нашей Украины", а также нынешний глава Министерства финансов Виктор Пинзеник.

Для увеличения доходов госбюджета в 2007 году утвержденная резолюция предлагает реабилитировать льготные режимы в свободных экономических зонах (СЭЗ) и территориях приоритетного развития (ТПР), ликвидированные правительством Тимошенко. Предпринимателям, работающим на территории существующих 11 СЭЗ и 9 ТПР, теперь придется "играть по старым правилам". Льготы, которые действовали в СЭЗ до апреля 2005 года, касались преимущественно освобождения от налога на прибыль и налога на добавочную стоимость. Согласно бюджетной резолюции-2007, старые налоговые льготы будут дополнены новыми и будут реализовываться исключительно в эффективных проектах.

Резко против нововведений выступил Виктор Пинзеник, чьим оппонентом стал глава бюджетного комитета Николай Азаров. Как заметил Пинзеник, подобные режимы налогообложения лишь разрушают инвестиционную среду, увеличивая риски из-за неравных условий конкуренции. По оценкам Минфина, возобновление налоговых льгот вызовет уменьшение доходов бюджета на 12,5 млрд. грн. Вместо того чтобы продолжать поддержку социальных программ, правительство будет финансировать разнообразные теневые схемы, которые разрабатываются с помощью СЭЗ. В подтверждение своих слов Пинзеник сравнил показатели роста поступлений в доходную часть бюджета за 2004 и 2005 годы: вследствие отмены льгот для СЭЗ прирост доходов увеличился в 3,4 раза при сокращении роста ВВП. В ответ Николай Азаров обвинил нынешнее правительство в завышении показателей выполнения бюджета и неудовлетворительной бюджетной политике.

Точку зрения министра финансов разделяют и эксперты. "Восстановление льгот в СЭЗ — очень негативное решение, потому что все теневые схемы, которые существовали до 2005 года, были завязаны на свободных экономических зонах и налоговых льготах для них, — говорит экономист Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук. — В частности, были проблемы с возмещением НДС. На практике это было узаконенное уклонение от налогов в громадных масштабах. В определенных руках, в определенных фирмах концентрировались немалые ресурсы, которые не работали на экономику, а давали сверхприбыль этим предприятиям. Никаких инвестиций в СЭЗ не поступало, поэтому с упразднением налоговых льгот доходы бюджета стремительно выросли. По данным проведенных экспертиз, из 554 проектов только несколько выполняли свои инвестиционные обязательства. Теневые схемы выглядели таким образом: добавлялась фиктивная добавленная стоимость, декларировался ее экспорт, получался экспортный НДС, и взамен поступали деньги из бюджета. В данной ситуации возобновление льгот для специальных зон — это шаг назад".

Уменьшение налогового давления на бизнес ожидается не только в специальных зонах. В 2007 году изменится фискальная политика в целом, причем инновации в сфере налогообложения парламент должен утвердить до принятия закона о бюджете.

В соответствующем законопроекте предусмотрено освобождение предприятий, работающих в СЭЗ и ТПР, от уплаты ввозной пошлины при импорте оборудования, которое не производится в Украине, а также освобождение от уплаты пошлины и НДС товаров для переработки с условием дальнейшего их экспорта за пределы Украины (схема работы на давальческом сырье). При подготовке бюджета "регионалы" хотят также уменьшить как отчисления в фонд заработной платы, так и налог на покупку-продажу валюты, который, по сути, является дополнительным налогом на украинские предприятия-экспортеры. Именно за счет предприятий-экспортеров планируется увеличить доходы казны и компенсировать потери от введения налоговых льгот. Кроме того, будет улучшена упрощенная система налогообложения мелких предпринимателей. Упоминается в тексте резолюции и введение двух наиболее важных видов налогов — на недвижимость и на наследство.

Новаторская сторона бюджетной резолюции также предусматривает изменение источников покрытия дефицита. В частности, большинство предлагает свернуть приватизационные процессы, которые Минфин называл в качестве основного источника покрытия дефицита следующего года. В свою очередь представители Партии регионов предложили компенсировать дефицит за счет увеличения доходной части, а именно — с помощью стимулирования экспорта. Неспособность Фонда госимущества обеспечить 2 млрд. грн. запланированных поступлений от приватизации в 2006 году свидетельствует о том, что должны быть найдены альтернативные источники для финансирования дефицита, предусмотренного в 2007 году в размере 10 млрд. грн.

По словам Виктора Пинзеника, правительство не может себе позволить покрывать разницу межу расходами и доходами путем заимствований. "Альтернатива покрытия дефицита за счет наращивания долгов ведет не только к росту суммы государственного долга, но и увеличивает расходы госбюджета на его обслуживание, то есть уменьшает на 500 млн. грн. в год ресурс, который может пойти на развитие бюджетных сфер", — подчеркнул министр финансов.

В бюджетной резолюции на 2007 год предусматривается жесткая экономия бюджетных средств, что наравне с доходной частью непосредственно влияет на размер дефицита. Особое внимание будет уделяться административным расходам органов государственной власти и эффективному потреблению энергоресурсов в бюджетных учреждениях. Предложено определить перечень защищенных статей расходов общего фонда госбюджета.

В частности, на оплату труда работников бюджетных учреждений, выплату процентов по государственному долгу, оплату коммунальных услуг и энергоносителей, трансферты населению местным бюджетам и по другим статьям.

Утвержденная бюджетная резолюция в целом носит декларативный характер и четких прогнозов не дает. Предоставить конкретные цифры — это уже задача проекта госбюджета, который Кабмин должен подать парламенту на рассмотрение вместе с ориентировочным списком объектов приватизации госимущества на следующий год и бюджетной стратегией на 2007-2010 гг.