Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Все дороги ведут в Киев

Выход компании с регионального уровня на национальный практически всегда сопровождается переносом центрального офиса в столицу. Здесь руководству приходится столкнуться с множеством трудностей, как финансовых, так и с точки зрения технологий и персонала

Выход компании с регионального уровня на национальный практически всегда сопровождается переносом центрального офиса в столицу. Здесь руководству приходится столкнуться с множеством трудностей, как финансовых, так и с точки зрения технологий и персонала

Киев — деловой и финансовый центр Украины, поэтому переезд дирекции компании в столицу облегчает и значительно ускоряет общение руководства с государственными органами, партнерами, клиентами. "Сейчас мы ведем политику активного выхода на внешние рынки, — комментирует Юрий Гришан, председатель правления СК "Ильичевская". — Переезд в Киев позволяет нам постоянно находится в информационном поле, делает наши коммуникации с западными партнерами более удобными. Кроме того, наши руководители — народные депутаты, поэтому мы считаем, что наша компания должна быть представлена в общественной жизни страны, по возможности влиять на принятие законодательных решений. Когда находишься в регионе, сложнее оперативно реагировать, иногда просто не успеваешь присутствовать на важных совещаниях". Александр Адарич, председатель правления АКИБ "УкрСиббанк", так прокомментировал перенос фронт-офиса банка в Киев в 2003 году: "мы стали ближе к нашим корпоративным клиентам, основные офисы и представительства которых находятся в Киеве. Расположение фронт-офиса в столице позволит сделать общение с нашими клиентами более эффективным и плодотворным".

Самый простой и относительно недорогой способ перенести дирекцию в Киев — сменить юридический адрес и перевезти в столицу топ-менеджмент, оставляя back-офис в регионе. Так поступают компании, которые уже сформировали достаточно мощные подразделения в Киеве. "Суть не в том, чтобы перенести офис, а в том, чтобы перенести управление в столицу, — комментирует Александр Сосис, президент СК "АСКА". — Перевозить всех сотрудников не имеет смысла — это очень дорого и малоэффективно. Поэтому back-офис и все техслужбы остались в Донецке, а в киевском офисе будут сосредоточены топ-менеджеры по ключевым направлениям работы, например по работе с банками, брокерами". Более того, по словам г-на Сосиса в последнее время усилилась тенденция к выводу обслуживающих подразделений из столицы в регионы, где меньше арендная плата, ниже конкуренция за кадры. Понятно, что топ-менеджеры будут ездить между двумя офисами — киевским и региональным, поэтому в таком случае главное — наладить коммуникации и транспорт.

Смена юридического адреса также может сопровождаться трудностями. Во-первых, нужно учитывать, что при смене юридического адреса, до конца года компания остается под контролем прежней, региональной налоговой службы. Во-вторых, переезд может затянуться из-за бюрократической волокиты. "Мы столкнулись с колоссальными трудностями при переезде, — комментирует Юрий Гришан, — потому что, как оказалось, государственные органы, налоговые, регистраторы имеют небольшой опыт в подобных делах. У нас были проблемы, например, с восстановлением регистрации филиала в Крыму, поскольку регистратор в Харькове его "потерял".

Переезд компании из региона в центр говорит о том, что она вышла на новый уровень, становится компанией национального масштаба. И те бизнес-процессы, которые до сих пор в ней шли, теперь могут не устраивать руководство. Чтобы адаптироваться под растущие требования, компания должна быть готова менять организационную структуру. "Для того чтобы понять, что именно нужно менять в стратегии, в оргструктуре, в бизнес-процессах, мы рекомендуем проводить диагностику, — комментирует директор по консалтингу и корпоративным финансам "Deloitte&Touche Украина" Иван Компан. — Нужно проанализировать текущее положение дел, разложить на блоки и сравнить с лучшими образцами, которые есть в отрасли. На основании этого можно определить существующие недостатки, набор проектов, которые нужно реализовать, расставить их в порядке приоритетности".

В связи с выходом компании на национальный уровень может возникнуть проблема с кадрами, когда квалификации ключевых менеджеров будет недостаточно для ведения бизнеса в новых масштабах. Также может понадобиться приведение всех управленческих процессов на всех предприятиях группы к единому стандарту, создание единой учетной политики, чтобы руководство компании, находясь в центре, четко понимало, что происходит в регионах. В этом могут помочь внешние консультанты.

Технические аспекты переезда, с другой стороны, решаются гораздо проще, при условии, что есть грамотный администратор. Так, по словам Александра Денисенко, заместителя председателя правления, начальника административного департамента АКИБ "УкрСиббанк", переезд центрального офиса банка произошел в кратчайшие сроки: всю технику загрузили в конце рабочего дня, а перевезли и установили на выходных. В пятницу сотрудники закончили свой рабочий день в Харькове, а в понедельник вышли на работу уже в Киеве. "Переезд был осуществлен на выходных, чтобы не прерывать рабочий процесс, — комментирует г-н Денисенко. — Вся нагрузка легла на административный департамент, мы не прибегали к помощи сторонних агентств. Сотрудники, которые занимались переездом, не спали ночами, но сделали все вовремя. Естественно, чтобы так организованно и быстро перевезти офис, нужна грамотная подготовка и логистика".

Компенсация морального ущерба

Процесс подготовки к переезду начинается за несколько месяцев до предполагаемого начала работы в новом офисе. В первую очередь, нужно должным образом организовать коммуникации. По мнению Ольги Горбановской, менеджера отдела human capital "Ernst&Young Украина", руководству стоит провести консультации с ключевыми менеджерами, предупредить о планируемом переезде и совместно принимать решение о том, какая часть кадров будет переезжать. "Весь кадровый состав перевезти нереально, — считает Ольга Горбановская. — Руководство должно определить, кто является ключевым ресурсом и кого абсолютно необходимо сохранить. После этого нужно будет предлагать людям компенсационные пакеты, которые смогут их удержать. Нужно будет подыскивать им жилье, обустраивать их семьи. Здесь компания может понести серьезные расходы".

Еще один серьезный вопрос — что делать с теми, кто переезжать не будет. Если компания не собирается оставлять back-офис в регионе, их нужно будет сокращать. По закону, сотрудников, которые будут сокращены, нужно предупреждать за два месяца. Если предупреждения не было сделано, работодатель может быть оштрафован на крупную сумму. Кроме того, по условиям трудового кодекса, сокращаемым сотрудникам нужно будет выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск и среднемесячную зарплату. За два месяца до увольнения по сокращению штата нужно будет уведомить центр занятости, с приложением списка предполагаемых людей на сокращение. Некоторые категории, например беременных женщин и женщин с детьми-инвалидами, сокращать запрещено. По словам Ольги Горбановской, неправильно проведенное сокращение вызывает серьезные трудовые споры, которые практически никогда не решаются судами в пользу работодателя.

Сотрудникам, которые переедут, понадобится некоторое время для адаптации. Если не обеспечить им поддержку и соответствующие условия, у них может резко упасть производительность труда. Кроме того, работодателю стоит заранее заручиться поддержкой рекрутинговых агентств для поиска новых сотрудников на месте. Можно даже написать "бизнес-план", где посчитать, сколько будет стоить перевоз всех сотрудников в новый офис с одной стороны, с другой — во сколько обойдется выплата всех компенсаций при сокращении и поиск новых людей, и принимать решение на основе сопоставления этих цифр.

Мониторы для имиджа

При переезде центрального офиса в столицу, неизбежно возникает вопрос технологической организации коммуникаций и бизнес-процессов. По словам директора по продажам корпорации "Инком" Владимира Тимофеева, компания в любом случае столкнется с необходимостью построения структурированной кабельной системы с нуля. Стоит заранее подумать о создании резервных рабочих мест. "Руководству компании зачастую вначале кажется, что офис, в который они переезжают, огромен, и заселять они его будут в течение нескольких лет, — комментирует г-н Тимофеев. — А буквально через полгода-год, когда в связи с изменением общей политики пересмотрено штатное расписание и реструктуризированы отделы, начинаются сложности. Создать резервные рабочие места изначально не так уж трудно — просто в комнате, где изначально сидит, к примеру, пять человек, должно быть в два раза больше разъемов для подключения к корпоративной сети, к Интернету, разъемов электросети". Специалисты советуют устанавливать оборудование, которое можно масштабировать, расширять дополнительными модулями — это значительно дешевле, чем покупать новое. Стоит также сразу подумать о возможности прокладки линий связи в новый офис, поскольку часто возникают ситуации, когда приходится переплачивать монополистам-операторам связи.

Некоторые компании, заботясь о своем имидже, меняют также стандарты рабочих мест. Как правило, устанавливаются новые мониторы. "В столице мы уже привыкли видеть на столах новые плоские мониторы, — комментирует Владимир Тимофеев, — и если видим старые, сразу возникает ощущение, что компания, наверное, экономит на сотрудниках. TFT-мониторы и для здоровья полезны и для имиджа компании".

Рейтинги сетевых радиостанций

По результатам 2-й волны замеров общенациональных рейтингов сетевых радиостанций, проведенных компанией TNS Ukraine, можно отметить следующие основные факты:

- Общее слушание радиостанций незначительно снизилось.

- Ситуация с лидерством усложнилась: "Наше Радио" лидирует по месячному и недельному охвату слушателей, а "Русское Радио" лидирует по суточному.

- Ухудшились рейтинги радио "Мелодия": произошло падение по всем рейтинговым показателям.