Вынужденная смена курса

Международная платежная система Visa Int. готова начать в Украине активное продвижение коммерческих платежных карт

Международная платежная система Visa Int. готова начать в Украине активное продвижение коммерческих платежных карт

Пока Visa, по словам главы представительства международной платежной системы Visa International в Украине Сергея Равняго, остается в первую очередь потребительской картой. Впрочем, сегодня в международной платежной системе считают, что уже пришло время для активного запуска коммерческих карт. По словам г-на Равняго, уже в 2006 году бизнес-карты станут одним из ведущих продуктов платежной системы. Visa представляет корпоративные карты как платежный инструмент для компаний любого уровня: от предприятий среднего и малого бизнеса до корпораций и госучреждений. Карты прикрепляются к единому счету компании в банке. Держателями карт являются компании, но они могут быть закреплены и за конкретным сотрудником. По каждой карте устанавливается индивидуальный лимит на определенную сумму.

На украинском рынке сегодня представлены три вида корпоративных карт Visa: Visa Business, Visa Business Electron и Visa Corporate. Visa Business рассчитана на оплату представительских и деловых расходов сотрудников. С помощью такой карты можно вести учет расходов, выделяя личные расходы сотрудников. Аналогичные функции предусмотрены в программе Visa Corporate, однако эта карта рассчитана на оплату транспортных и представительских расходов сотрудников, которые часто ездят в деловые поездки. У Visa есть еще два продукта. Visa Purchasing позволяет сотруднику, отвечающему в компании за хозяйственную деятельность, сделать заказ по телефону, назвав лишь номер карты. Другими словами, Visa позиционирует этот продукт для учета затрат исключительно на офисные нужды на сумму в пределах $5 тыс. Строгий учет затрат позволяет экономить на административных расходах. Еще один продукт — Visa Distribution — был специально создан для предприятий, деятельность которых связана с доставкой производимого ими товара мелким, средним и крупным торговым точкам. На эту карту поступают средства за оплату товара. Главным преимуществом Visa Distribution является значительное снижение риска, связанного с перевозкой больших сумм, поэтому основные держатели этих карт — менеджеры по продаже, а также водители или дистрибьюторы, доставляющие товар. Впрочем, Сергей Равняго пока не стал уточнять, с какими банками Visa International планирует осуществить пилот. "Мы намерены запустить Visa Distribution с одним из национальных лидеров производства и дистрибуции товаров широкого потребления. С кем конкретно — пока секрет. Что касается Visa Purchasing, то это очень интересный, но в то же время капиталоемкий продукт. Для его запуска нужен чрезвычайно мощный банк, а также очень продвинутый корпоративный партнер", — рассказал "Инвестгазете" г-н Равняго.

Заинтересованность платежных систем во внедрении корпоративных карт можно понять. По оценкам Visa, пока на оплату услуг по картам украинские компании тратят в десятки раз меньше, чем частные лица. Между тем оборот всего рынка коммерческих пластиковых продуктов в мире в прошлом году, по консолидированным данным исследования Visa и годового отчета Amex, превысил $573 млрд. Лидерами рынка являются Visa, контролирующая 39% оборота по бизнес-картам, Amex (34%), MasterCard (21%). Остальные платежные системы занимают 6% рынка бизнес-карт.

На конец второго квартала 2005 года члены платежной системы Visa эмитировали свыше 42 млн. коммерческих карт Visa. Учитывая, что всего банки-члены Visa во всем мире выпустили более 1,5 млрд. карт Visa, то согласно распространенному Visa International пресс-релизу, доля корпоративных продуктов Visa составила чуть более 2,5%.

В Украине портфель по коммерческим картам пока небольшой: у Visa на 1 июня 2005 года было почти 128 тыс. карт, оборот по которым составил $478 млн.; у MasterCard — 113 тыс. Это менее 2% общего объема выпущенных в Украине карт. По мнению специалистов Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем "ЕМА", низкая заинтересованность компаний в таких картах связана, прежде всего, со сложностями перехода на пластиковые расчеты и несовершенством налогового законодательства и правил бухгалтерского учета. Например, предельный размер расходов, возмещаемых отечественным предприятием сотруднику, командированному в одно из государств Европы, составляет 280 грн. (порядка 45 евро). Превышение этого норматива — личные расходы сотрудника. "Суммы командировочных часто недостаточны, и бухгалтерии приходится их специально разделять на корпоративные и личные", — отмечает эксперт финансово-консультационной компании CSC Николай Василевский. — Из-за низкого лимита командировочных, который существует в Украине, компаниям при использовании корпоративных карт приходится часто обращаться в банк для установления личного лимита для сотрудника. С закупочными картами свои сложности: обналичивание средств с карты для покупки товаров в тех местах, где нет терминала для оплаты картой, украинские бухгалтеры могут посчитать доходом покупателя. Все это заставляет сегодня бухгалтерию вести двойной учет".

Однако оптимизм платежной системы по поводу активного продвижения коммерческих карт специалисты объясняют тем, что украинское законодательство постепенно либерализуется, снимая ограничения при безналичных расчетах. В связи с этим банкам становится комфортнее продавать эти продукты. "Подготовленность рынка и эти изменения способствуют нашему решению о начале более активного продвижения корпоративных карт", — подтвердил г-н Равняго. Представители платежной системы MasterCard, основного конкурента Visa, заявили, что пока не собираются активно выводить корпоративные карты на украинский рынок. По мнению MasterCard, большинство украинских организаций предпочитают оплачивать услуги через банковские переводы, поэтому в картах нет большого смысла.

Банкиры, в свою очередь, считают, что активные попытки Visa внедрить бизнес-карты в Украине помогут банкам увеличить их эмиссию. По словам Николая Василевского, внутренняя организация любой компании подталкивает ее к переходу на цивилизованный режим безналичных расчетов. "А активность продвижения бизнес-карт будет во многом зависеть от развития точек приема платежей", — считает эксперт.

Правда, не все банкиры, опрошенные "Инвестгазетой", ожидают высоких темпов роста эмиссии таких карт. Корпоративные карты, по их мнению, это не массовый продукт. И наиболее интересны они по-прежнему будут для украинских компаний и представительств иностранных фирм, чьим сотрудникам часто приходится выезжать за рубеж. Возможность же развития закупочных карт на украинском рынке они оценивают скептически, указывая на то, что для этого нужна широкая сеть терминалов, которой вне крупных промышленных центров сегодня в Украине фактически нет.

Доля коммерческих карт в мире, %

2000

2002

2004

Visa

24

36

39

MasterCard

20

21

21

American Express

50

38

34

Остальные

6

5

6

Источник: American Express

Оборот по коммерческим картам в мире, $ млрд.

2000

326

2002

416

2004

573

Источник: American Express