Взыскателю необходимо быть активным участником исполнительного производства

Государственная исполнительная служба за последний год претерпела ряд структурных и качественных изменений. Появились новые отделы, по-другому распределяется ответственность, повысился статус самого государственного исполнителя, хотя уровень оплаты труда

Государственная исполнительная служба за последний год претерпела ряд структурных и качественных изменений. Появились новые отделы, по-другому распределяется ответственность, повысился статус самого государственного исполнителя, хотя уровень оплаты труда этих служащих остается на довольно низком уровне. О том, какими возможностями обладает Государственная исполнительная служба сегодня, рассказывает первый заместитель директора Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины АЛЕКСАНДР КУЗЬ

— Александр Родионович, какие изменения в структуре ГИС произошли в связи с внесением последних изменений в законодательство?
— Основные перемены произошли в связи с принятием изменений в законы Украины "О государственной исполнительной службе" и "Об исполнительном производстве". Если раньше все решения исполнялись государственными исполнителями районных отделов ГИС (нижайший уровень) в зависимости от места нахождения должника, то на сегодняшний день в Департаменте ГИС Министерства юстиции Украины создан и действует отдел принудительного исполнения решений, а в отделах ГИС региональных управлений юстиции — подразделения принудительного исполнения решений. Так, если сумма, подлежащая взысканию, превышает 10 млн. грн. или должником по исполнительному документу является центральный орган государственной власти, то исполнение возлагается на отдел принудительного исполнения решений Департамента ГИС. С суммами от 5 до 10 млн. грн. и в отношении территориальных органов исполнительной власти работают подразделения принудительного исполнения решений областных отделов ГИС.

— Вы лично согласны именно с таким распределением ответственности по объемам задолженности?
— Мы сами при подготовке проекта закона предлагали такое распределение ролей. Смысл создания этих органов заключается в том, чтобы возложить на специально созданные новые структурные подразделения Департамента и областных отделов ГИС исполнение особо сложных исполнительных производств. Не секрет, что в Департаменте ГИС и областных отделах ГИС работают наши лучшие кадры, в том числе и государственные исполнители, которые имеют соответствующие опыт и знания, обладают существенными профессиональными навыками. Это, как говорится, наша гвардия, на которую мы возлагаем большие надежды и ожидаем наиболее качественного и реального исполнения решений.

— То есть вы не испытываете дефицита кадров?
— На сегодня ГИС практически полностью укомплектована кадрами — примерно на 97%. В отношении дефицита кадров, конечно, есть отдельные проблемы, которые касаются преимущественно нехватки именно профессионально подготовленных, опытных сотрудников. Мы пережили и большую текучесть кадров.
Сейчас статус государственного исполнителя существенно повысился. Как показала практика, тот статус, который был у государственного исполнителя раньше, должным образом не воспринимался ни людьми, ни органами власти. Поэтому были внесены изменения в Закон Украины "О Государственной исполнительной службе", где предусмотрено, что государственный исполнитель — это представитель власти, который исполняет решения судов, вынесенные именем Украины. В Уголовном кодексе установлена уголовная ответственность за создание препятствий представителям власти при исполнении служебных обязанностей. Раньше, если государственному исполнителю препятствовали, возбудить уголовное дело было достаточно проблематично. Сейчас это сделать гораздо проще. Кроме того, повышена социальная защищенность исполнителя.

— Какой уровень зарплат сегодня у государственных исполнителей?
— Средняя зарплата у госисполнителя в районе находится в пределах 500 — 600 грн. "чистыми". Разумеется, это совсем не удовлетворительный уровень для такой должности, учитывая, что работать государственным исполнителям действительно очень тяжело и физически, и психологически. Государственный исполнитель всегда находится между двух огней. С одной стороны, истец, который хочет добиться наиболее быстрого исполнения решения, а с другой — должник, который всяческими способами старается уклониться от выполнения решений. К сожалению, не все выдерживают такую специфику.
В то же время могу сказать, что уже окончательно решен вопрос о выплате госисполнителю вознаграждения за своевременное, полное, законное исполнение решения, что предусмотрено статьей 47 Закона "Об исполнительном производстве". Это также будет являться для госисполнителей дополнительным стимулом для надлежащего исполнения служебных обязанностей.

— Каким образом истец может повлиять на скорость и эффективность работы с должником?
— Результат и своевременность исполнения решения во многом зависят и от самого истца, который в дальнейшем выступает уже в роли взыскателя. Это начинается еще с момента рассмотрения дела в суде. Практика свидетельствует, что почему-то большинство истцов или их представителей забывают на стадии рассмотрения дела в суде заявить ходатайство об обеспечении иска, например — путем наложения ареста на имущество ответчика. Впоследствии, пока суд рассмотрит дело, а решение вступит в законную силу, у ответчика — должника — будет масса времени и возможностей для того, чтобы подарить, продать, утаить или вообще избавиться от собственного имущества. А нет имущества, нет иных доходов у должника — решение о взыскании долга исполнить невозможно.
Кроме того, не следует забывать, что на стадии исполнения решения взыскатель имеет определенные права, активно используя которые можно существенно повлиять на ход исполнения. Я хочу сказать, что взыскателю не следует просто сидеть и ждать, пока исполнят решение и на блюдечке принесут взысканный долг. Взыскателю необходимо быть активным участником исполнительного производства, при возможности лично принимать участие при проведении исполнительных действий, знакомиться с материалами исполнительного производства.
Конечно, для того чтобы правильно построить работу с исполнителем, необходимо хорошо ориентироваться в процессе исполнения, знать законодательство. А сегодня закон не только предоставляет взыскателю определенные права, но и возлагает на него отдельные обязанности. Такие, например, как обязательное авансирование затрат на проведение розыска должника или его имущества при исполнении большей категории решений, проведение исполнительных действий на административной территории другого района или области, изготовление документов, характеризующих объекты недвижимости, которые необходимо подготовить к реализации, если такие документы отсутствуют.

— Какова роль в принудительном исполнении решений исполнительных групп?
— На сегодняшний день благодаря изменениям в законах действительно возможно создание исполнительных групп. То есть создается мобильная исполнительная группа, в которую можно включить нескольких государственных исполнителей. В том числе можно создать исполнительную группу с участием одновременно государственных исполнителей Департамента, областных и районных отделов ГИС. На исполнительную группу, согласно закону, можно возложить исполнение любого сложного исполнительного производства, в том числе и сводного, в котором объединено большое количество исполнительных документов. Мы разработали положения, которые уже утверждены приказами Министерства юстиции, о порядке создания исполнительных групп, о порядке передачи исполнительного производства от одного госисполнителя другому и из одного отдела в другой. В принципе, сегодня, если определенные обстоятельства осложняют исполнение решения, вполне возможно, соблюдая порядок, передать любое исполнительное производство, допустим, с районного отдела в областной или в отдел принудительного исполнения решений Департамента ГИС.

— Создание этой исполнительной группы как-то скажется на затратах взыскателя?
— Создание такой группы особо на финансовые затраты не влияет. Только в случаях, если исполнителям понадобится выехать для исполнения на другую, не подведомственную им территорию, взыскатель должен оплатить предстоящие расходы на организацию проведения исполнительных действий, в том числе на их командировку. Вообще, все затраты, связанные с действиями государственного исполнителя по исполнению решения, подлежат взысканию с должника, то есть возмещаются.

— Как изменяется в последнее время число мировых соглашений между сторонами исполнительного производства?
— Такой статистики мы не ведем. Законом сначала было предусмотрено, что мы выполняем, кроме прочих судебных решений, и мировые соглашения между сторонами, утвержденные судом. Само по себе составление мирового соглашения — это уже законное обстоятельство для окончания исполнительного производства. Если в дальнейшем такое соглашение одной из сторон не исполнялось, то это было основанием для его исполнения принудительно — через ГИС.
Не так давно были внесены изменения в Закон "Об исполнительном производстве" и исключена норма, возлагающая исполнение мировых соглашений на ГИС.
В связи с этим на сегодняшний день исполнение мирового соглашения остается довольно проблематичным делом, и я бы рекомендовал взыскателям очень осторожно подходить к заключению мирового соглашения о возвращении долга. Или заключать это соглашение в том случае, когда существует реальная возможность обеспечения исполнения решения.