"За 10 лет мы купили 7,5 млн. кВт-ч украинской электроэнергии"

На энергетическом рынке Украина и Польша сотрудничают уже более 10 лет. Основой этих отношений стало подписание в 1995 году контрактов о поставках электроэнергии в Польшу между "Укринтерэнерго" и польской компанией ZOMAR. О реализации совместного проекта
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

На энергетическом рынке Украина и Польша сотрудничают уже более 10 лет. Основой этих отношений стало подписание в 1995 году контрактов о поставках электроэнергии в Польшу между "Укринтерэнерго" и польской компанией ZOMAR. О реализации совместного проекта в эксклюзивном интервью рассказывает "Инвестгазете" председатель правления АО ZOMAR, почетный консул Украины в г. Хелм (Польша) Станислав Адамяк

— Господин Адамяк, что стало толчком к сотрудничеству АО ZOMAR по энергетическим проектам с Украиной?

— Когда 10 лет тому назад вместе с моим компаньоном и другом Янушем Гловацким мы образовали акционерное общество ZOMAR, мы сделали ставку на торговое сотрудничество с Украиной. На то время Украина испытывала дефицит энергоресурсов, в частности угля. Это и стало толчком к заключению ZOMAR договора сначала со "Львовэнерго", а затем "Западэнерго" на поставки польского угля с шахты "Богданка" (находится вблизи украинско-польской границы — ред.) на Добротворскую ТЭС. В марте 1995 года мы подписали договор на поставку 500 тыс. тонн угля на данную ТЭС. Однако на станцию было поставлено всего 300 тыс. тонн из-за низких расчетов украинской стороны. Механизм расчета включал бартер угля на поставки электроэнергии в Польшу. Для этого нужно было запустить простаивающую линию 220 кВ Добротворская ТЭС — Замость и подключить ее к польской энергосистеме.

Подписанию договора с украинской стороной предшествовали трехлетние переговоры представителей "Львовэнерго", "Укринтерэнерго", ZOMAR и "Замойской энергетической корпорации". С 1 августа 1995 года начали выполняться поставки украинской электроэнергии в Польшу по контрактам между ZOMAR и "Укринтерэнерго". Согласно условиям контрактов, расчеты за поставки углей вело с нами "Укринтерэнерго", с которым, в свою очередь, "Западэнерго" рассчитывалось электроэнергией. С 2000 года, после прекращения бартерных операций в Украине, расчеты за электроэнергию по долгосрочному контракту мы осуществляем в денежной форме. За десять лет сотрудничества с Украиной наша компания поставила более 7 млн. тонн угля, и купила 7,5 млн. кВт-ч электроэнергии.

— Сейчас Польша производит больше электроэнергии, чем потребляет. Какое место на рынке занимает украинская электроэнергия?

— Действительно, профицит на польском рынке достигает 40% генерируемой электроэнергии. Кроме того, только 30% энергии поступает на конкурентный рынок, тогда как 70% энергии покупается за счет долгосрочных контрактов. Соответственно нам очень тяжело продать электроэнергию на внутреннем рынке, проблема снимается только лишь благодаря договоренностям с украинской стороной.

— Какая цена на электроэнергию является конкурентной на польском рынке?

— Ценовые предложения колеблются в пределах от 70 злотых за МВт-ч и по долгосрочным контрактам — более 200 злотых за МВт-ч. По двухсторонним контрактам между производителями и продавцами цены могут быть зафиксированы на уровне от 100 злотых за МВт-ч до 120 злотых за МВт-ч. Плюс ко всему в Польше та электроэнергия, которая поступает от компаний-импортеров и производителей на внутренний рынок, облагается акцизом в 20 злотых за МВт-ч. Мы надеемся, что к 2007 году польское правительство изменит систему начисления акцизов на внутреннем рынке и перейдет на ту систему, которая существует в Европе, где акциз платят конечные потребители. Конечно, такая ситуация с налогообложением не только негативно отражается на финансовых показателях компаний-импортеров электроэнергии, но и сокращает работу по модернизации своего оборудования внутренними производителями.

— Известно, что ZOMAR активно участвует в поставках энергетического оборудования в нашу страну. Какой объем поставок ожидается в текущем году?

— На первом этапе сотрудничество с украинскими партнерами предполагало лишь поставки угля на Добротворскую ТЭС, со временем наше сотрудничество расширилось. Сегодня, мы осуществляем поставки шаровых мельниц на Добротворскую ТЭС, бульдозеров, приборов для поверки качества угля. В текущем году ожидаются поставки оборудования на сумму $2 млн.

— В ходе 15-го Экономического форума в Крынице-Здруй стало известно, что в конце сентября состоится встреча польских и украинских энергетиков, на которой будут обсуждаться перспективы введения в эксплуатацию ВЛ 750 кВ Хмельницкая АЭС — Жешув. Как вы считаете, есть ли у этого проекта будущее?

— На сегодняшний день Польша больше нуждается в строительстве линий, которые бы соединяли ее энергосистему с европейской. Если бы поляки совместно с украинцами включили линию 750 кВ Хмельницкая АЭС — Жешув, то Польша вынуждена была бы остановить электростанцию Поланец, но это маловероятно. Сотрудничество по энергетическим проектам с вашей страной для нас очень важно, но его нужно осуществлять наряду с развитием сотрудничества с Чехией, Германией — странами, в которые мы сможем экспортировать свою электроэнергию.

В Польше существуют высокие требования к графикам нагрузок в энергосети. В частности, если наша фирма-поставщик украинской электроэнергии на польский рынок не выдерживает установленного графика нагрузок внутри страны, то мы тогда закупаем на балансовом рынке недостающий объем электроэнергии по цене в три раза выше. И наоборот, если наша фирма поставила на польский рынок чрезмерный объем украинской электроэнергии, тогда этот дополнительный объем мы можем продать на внутреннем рынке по цене в два раза ниже, нежели на внутреннем рынке.

— Сегодня украинские энергетики активно обсуждают варианты увеличения экспортного потенциала страны. В частности, речь идет о строительстве вставок постоянного тока или приведении инфраструктуры энергосистемы Украины к стандартам UCTE. Какой вариант, на ваш взгляд, более рациональный?

— Безусловно, я склоняюсь ко второму варианту — интеграции всей энергосистемы Украины к UCTE. В этом случае для вашей страны открываются большие экспортные возможности. После объединения польской энергосистемы с UCTE наша энергетика стала более надежной, улучшилась система оборота и балансирования энергии, улучшились экологические составляющие энергии. Ожидается, что к 2007 году польские потребители смогут самостоятельно выбирать для себя поставщиков электроэнергии. В свою очередь участники энергорынка будут иметь возможность покупать и продавать электроэнергию на любом рынке Европы.