Заграница нам поможет

На украинских машиностроительных предприятиях крест ставить рано. Статистика продаж украинских машин и оборудования показывает, что только за прошлый год экспорт возрос на 14,1%. В результате в 2006-м объем производства в машиностроении увеличился более ч

На украинских машиностроительных предприятиях крест ставить рано. Статистика продаж украинских машин и оборудования показывает, что только за прошлый год экспорт возрос на 14,1%. В результате в 2006-м объем производства в машиностроении увеличился более чем на треть.

Строительство требует машин


Итоги прошлого года свидетельствуют, что в номенклатуре экспорта машиностроительной продукции лидировали транспортные средства и дорожное снабжение (+26,3%), механическое и электрооборудование (+17,3%). Отметим, что в 2005 году этот показатель был меньше — экспорт по двум категориям снизился на 6-18%. Резкий скачок экспорта вызван, прежде всего, ростом в смежных отраслях, для которых требуются машины и оборудование. Например, высокие темпы строительства дорог и недвижимости способствовали увеличению продаж транспортных средств почти на 60%. "Строительный бум в России привел к тому, что в 2006 году ХК "АвтоКрАЗ" экспортировала в РФ техники практически в два раза больше, чем в 2005-м. В этом году мы также ожидаем увеличения продаж большегрузных автомобилей производства "АвтоКрАЗа", — отметила аналитик инвестиционной компании "Миллениум Капитал" Надежда Иванчук.Подъем угольной промышленности позволяет развиваться машзаводам, выпускающим шахтное оборудование. К примеру, Дружковский машиностроительный завод уже на протяжении нескольких лет имеет хоть и несущественный, но стабильный рост экспорта своей продукции — шахтно-угольного оборудования. "Мы работаем все время на одном уровне. Колебания если и существуют, то незначительные, не более 10% на отдельные виды продукции. Но на экспорте это не отражается, потому что завод на 80% ориентирован на внутреннего потребителя. Остальные 20% произведенного оборудования предприятие экспортирует в Россию, Беларусь, Казахстан, Испанию, Вьетнам", — отметил начальник отдела маркетинга торгово-промышленной компании "Укруглемаш" Геннадий Бачаров. В Украине ряд машзаводов ориентированы в основном на экспорт. Среди них Крюковский вагоностроительный и Новокраматорский машиностроительный заводы. По словам топ-менеджеров НКМЗ, резко повысился спрос на специализированную продукцию для меткомбинатов в странах СНГ. "Нам известно, что украинские металлурги не планируют проводить серьезных ремонтных работ. В результате около 80% произведенного оборудования предполагается экспортировать в СНГ, в страны дальнего зарубежья и Европу. Кроме того, в нынешнем году новыми клиентами предприятия стали австрийская и немецкая компании. В 2007 году мы намерены увеличить экспорт до 1,8-2 млрд. грн. (в 2006 году этот показатель составил всего 913 млн. грн.)", — сообщил заместитель генерального директора по экономическим вопросам НКМЗ Юрий Чибисов.

Капризная соседка


Среди опрошенных "Инвестгазетой" предприятий мало где заявили о том, что портфель заказов не сформирован или спрос на продукцию не устойчив, особенно за рубежом. Так, представитель "Зори"-"Машпроекта" отметил, что компания в основном ориентирована на российский рынок. Однако здесь многое зависит от взаимопонимания между лидерами Украины и РФ. Это подтвердили результаты работы предприятия в минувшем году — за этот период экспорт снизился практически вдвое по сравнению с 2005 годом. "Мы можем работать хорошо, стабильно. Но как только у нас в стране кто-то что-то сказал, поставки в Россию сразу прекращаются. Паузы могут длиться по полгода. Потом поставляется практически вся заказанная продукция. Такая ритмичность поставок сразу отражается на работе предприятия. Наша компания на 80% ориентирована на экспорт, из них 60% поставляются в Россию. С целью обеспечения стабильности работы завода мы стараемся заключать контракты как минимум на год вперед. По нашим данным, на начало года завод сформировал портфель заказов на 70-80%. Есть договоренность на 2008 год. Тем не менее, пока точно не определено, выходим мы на уровень прошлого года или нет", — рассказал заместитель директора по маркетингу и внедрению газотурбинных проектов "Зори"-"Машпроекта" Анатолий Сташок. Причиной нестабильного спроса на покупку газотурбинных установок (ГТУ) эксперты называют малое распространение их на территории России. Широкое применение установки нашли на Западе. Но там ГТУ производятся практически в каждой стране: Германии, Чехии, Австрии, Финляндии, Италии, Англии. Другие товары отечественного машиностроения могуг экспортироваться только на рынки стран СНГ. Там, украинский экспорт максимально востребован. На постсоветском пространстве оседает более 70% всего украинского экспорта. "Рост экспорта можно объяснить повышением спроса на украинские товары в связи с ускорением экономического роста в этих странах. В 2007 году ожидается сохранение высоких темпов увеличения экспорта машиностроительной продукции вследствие дальнейшей интенсификации инвестиционного спроса на рынках СНГ", — отметила экономист Центра социально-экономических исследований СASE Ukraine Светлана Таран.

Мнение эксперта
Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им.

Разумкова. Стремительно растет спрос на автомобили, экспортируемые в страны СНГ, и товары тяжелого машиностроения. Отмечу, что транспортные средства украинского производства достаточно конкуренты на рынках Содружества. Чего нельзя сказать о рынке Европы, поскольку в ЕС установлены достаточно жесткие условия по экологическим и техническим характеристикам. Ожидается, что спрос на продукцию тяжелого машиностроения будет поддерживаться и в первом полугодии 2007 года. В основном это связано с выполнением уже подписанных контрактов. Перспективы строительства дорог увеличат спрос на транспортные средства и дорожное оборудование. Но, несмотря на внешний спрос на украинские товары, рост промышленности прогнозируется не больше чем на 5-6%. Поскольку на развитие машиностроения могут отрицательно повлиять предполагаемые сложности на металлургическом рынке. Проблемы могут возникнуть, например, из-за очередного повышения стоимости газа, что повлечет снижение экспорта металла. Впрочем, экспортируя товары с высокой добавленной стоимостью, то есть более наукоемкую и, соответственно, дорогостоящую продукцию, Украина только выиграет.

Эксперты отмечают, что в 2007 году следует ожидать диаметрально противоположную тенденцию. Прогнозируется, что высокие темпы производства и реализации к концу года будут снижаться. Отсутствие дополнительных факторов роста экономики и вероятность подорожания энергоресурсов могут привести к увеличению промышленного производства только на 5%. Но не стоит полагаться на макроэкономику — снижения темпов в строительстве, электроэнергетике и металлургии в регионе не наблюдается. Поэтому главным риском спада для отечественных машиностроителей будет оставаться конкуренция с западными и набирающими обороты китайскими производителями.