Без "цифры" у кинотеатров нет перспектив выжить - Людмила Горделадзе, директор кинотеатра «Жовтень»

Вчера Верховный суд удовлетворил жалобу Киевсовета:дело шестилетней давности об аренде кинотеатра «Жовтень» отправлено на пересмотр в Высший хозяйственный суд. "Нельзя исключить у нас маски шоу", - говорит директор "Жовтня" Людмила Горделадзе.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вчера Верховный суд удовлетворил жалобу КиевСовета: дело шестилетней давности об аренде  кинотеатра «Жовтень» отправлено на пересмотр в Высший хозяйственный суд . Хотя 12 судов, состоявшихся до этого, признали договор аренды действительным Delo.ua. 

Подробности ситуации Delo.ua узнало у директора кинотеатра «Жовтень" Людмилы Горделадзе.  В первой части опубликованного вчера на портале Delo.ua  интервью она рассказала почему  нардеп Андрей Пинчук аинтересовался "Жовтнем". А так же высказала свое мнение, зачем  Киевсовет пытается заблокировать договор об аренде "Жовтня", при том, что глава КГГА Александр Попов лично пригласил Горделадзе в советники.

Во второй части интервью  Людмила  Горделадзе высказала свою позицию по поводу того, что делать городским властям с коммунальными кинотеатрами, стоит ли их реформировать и какой зарубежный опыт наши власти могли бы взять на вооружение.  

  Людмила Борисовна,  сколько сейчас зарабатывает «Жовтень»?

В прошлом году мы продали 120 тысяч  билетов при средней цене около 30 гривен. 50% отдаем владельцам фильмов,  примерно миллион заработали на буфете. Мы, кстати, единственный кинотеатр из муниципальных,  который имеет свой общепит. Остальные просто площадь сдают в аренду.  Вообще сейчас очень трудно работать. Непосильная коммуналка. Большие налоги. Много непредвиденных платежей, которые больше смахивают на поборы: различные разрешения, требования власти заключить договора со «своими» фирмочками на ненужные услуги; так действуют санэпидстанция, Киевэнерго, Водоканал, органы благоустройства.  А главная наша головная боль – это постоянные ремонты. Зданию 80 лет. Ремонтировать и обновлять нужно все. Доходов на это не хватает. Нужны, конечно, стратегические планы развития и долгосрочные инвестиции. Как это осуществлять при нашей ситуации чрезвычайного положения?

А может кинотеатр зарабатывать больше?

Намного больше – нет. Посещаемость колеблется, а значит, и доходы непредсказуемы. До 2008 года посещаемость росла у всех. В 2009-2010 годы - падение. «Жовтень» в позапрошлом году посетили 170 тысяч зрителей, а в прошлом - 120.  Больше 30% падения посещаемости. Этот год вроде получше. Посмотрим по итогам года. Но в принципе общая тенденция к снижению уровня посещаемости.

Без "цифры" -  нет перспектив 

Почему падает посещаемость? Это общие рыночные реалии?

Есть факторы общих реалий, а есть и наши собственные проблемы. «Жовтень» в последнее время теряет конкурентоспособность из-за отсутствия цифрового оборудования кинопоказа, которое мы не можем приобрести по причине  неопределенности нашего будущего. Это уже  существенный тормоз.  Есть фильмы, которые распространяются только на "цифре". Например, «Пину» Вима Вендерса  недавно прокатывали на "цифре", но мы ее не могли  показать. А это «наш», авторский фильм.

«Цифра» - это революция в кино. Многие считают, что через пару лет пленочные кинотеатры вообще закроются. Нет перспектив развития, если нет ресурса для инвестирования в кинозалы цифрового типа. И это касается не только технологии 3D (3D – это только опция, которая прибавляется к цифровому проектору). Цифровой проектор – по принципу работы такой же, как и те, что показывают DVD, Блу-рей, HD, т.е. те, что есть у нас, но только он сертифицирован во всем мире как формат DCP (цифровой кинопроектор). Это международный формат, который признан в мире и сейчас распространяется как основная техническая аппаратура для показа фильмов. Это видеопроектор, только очень высокого качества картинки, которая  показывается  с компьютера.

Мы пока работаем пленочными проекторами (2 зала) и проекторами для ДВД/Блу-рей (3 зала).  Кинотеатр «Киев», наш основной коллега и конкурент, смог приобрести  DCP-проектор.  Правда, через договор лизинга. Сейчас выплачивает.

А сколько надо денег на DCP -проектор?

Проектор на наш большой зал стоит 800 тыс. грн. А с опцией 3D, очками и новым экраном, - 1,5 млн.грн. При  наших доходах такая сумма сейчас с большим трудом возвращается.

Как уже сказала, у нас очень большие расходы на тепло и электроэнергию.  И до недавнего времени никаких налоговых льгот не было. Хорошо что в каком-то шахматном раскладе кому-то понадобилось освободить кинотеатры от НДС. Это большое для нас подспорье. Но зато падают доходы наших зрителей, им все труднее платить за кино.

 Вы упоминали, что писали для городских властей свои предложения по реформированию системы кино. Какие первостепенные и эффективные шаги надо сделать, если говорить о проблемных  муниципальных  кинотеатрах? Какие эффективные шаги стоит предпринять, чтобы изменить ситуацию?

В системе муниципальных кинотеатров существует множество проблем. Первая - никто не готовит для них кадров. Никто не думает об их капитальных ремонтах. Нет сетевой (общей) поддержки по технике, рекламе, организации работы. Все варятся в собственном соку.  А главное – работающие кинотеатры живут без понимания своего будущего из-за имущественной неопределенности.  И как солдаты в бою, некоторые гибнут от случайной пули.  Так, приватизированы,  перепрофилированы,  прекратили свою деятельность как учреждения культуры уже десятки объектов. Назовем только некоторые: «Дружба», «Орбита», «Тампере», «Нивки», «Краков», «Загреб». Не буду продолжать. Больно.

Почти по каждому объекту, который нуждается в спасении, я готова предложить план. Но я  убедилась: нынешнюю  власть в кинотеатрах интересует лишь их имущественная стоимость как недвижимости, а не судьба как учреждений культуры. Те кинотеатры, которые работают,   -  их надо сдавать в аренду.  Необязательно коллективам. Может быть, людям,  которые себя проявили  в руководстве этого кинотеатра или другим людям, которые вернут кинотеатрам жизнь. Через тендер, через нормальные законные процедуры выбора лучшего предложения. Но сдать в  аренду.

Если кинотеатр коммунальный -  он не сможет сам решить вопрос с покупкой нового цифрового оборудования -  никакого кредита он не получит, если за него не поручится его патрон  -  Киевсовет. Если будет аренда - они будут жить по другому законодательству,  как частные предприятия.

 Россия, например, старые кинотеатры не приватизирует. Москва не продала ни одного кинотеатра из муниципальных.  Все сдали в аренду на 50 лет с правом  переоборудования, перестройки. И только несколько оставили в городском подчинении. Но это реального прогресса не принесло. Потому что у города необходимого ресурса для ремонта и переоборудования нет.

Сейчас из бюджета Киева выделяют деньги на развитие кинотеатров?

Общая сумма на 2011 год  на культуру -  что-то около 600 миллионов гривен. На кино 1, 5 миллиона. То есть это деньги только на дотацию по зарплате для детских кинотеатров.

Вы говорите, что для «Жовтня» покупка DCP проектора  -  это очень дорого? На помощь из бюджета надежды нет. Какой тогда выход?

Я вот тоже хочу знать, какой план у Киевсовета относительно «Жовтня», раз так упорно судятся.  Я даже подала заявление в комиссию по культуре Киевсовета под председательством Александра Бригинца, чтоб создали комиссию из депутатов и общественности для определения стратегии развития «Жовтня». Может, действительно, Андрей Пинчук возглавит попечительский Совет кинотеатра, найдет инвестиции для цифрового оборудования, ремонта, развития. Может, он решил повторить подвиг (единственный случай на постсоветском пространстве) миллионера - владельца бизнеса - арендатора московского муниципального кинотеатра «Пионер», лучшего по оснащению и культурной работе фестивального кинотеатра?!

Если проанализировать  европейский  опыт поддержки и развития аутентичных кинотеатров, то главный вектор здесь -  государственные программы поддержки для осуществления цифровой революции в кино. Страны Евросоюза большое внимание уделяют старым кинотеатрам. Там любят кино. Особенно свое, и поэтому очень ревностно относятся к своим старым кинотеатрам. И даже мировой финансовый кризис им в этом не помеха.

Эффективный путь активного перехода на цифру, который больше применяют не Европе,  а в США -  финансовая поддержка  кинотеатров кинодистрибьюторами,  которые инвестируют собственные ресурсы в кинотеатры, т.к. этим они облегчают себе  путь к зрителю, этим они   существенно сокращают свои производственные затраты, т.к. пленочные технологии проката несравненно затратнее, чем цифровые.

Вот почему так активно  в мировом кино  идет переход на цифру,  -  дешевле. И кроме того, это открывает новые возможности контента. В кинотеатре можно  показывать театральные представления, спортивные зрелищные соревнования.   Можно сигнал передавать  в кинотеатр через эфир.  На такой технологии строится российский грандиозный проект строительства цифровых кинотеатров в малых городах России «Киноклуб», куратором которого является партия «Единая Россия», а руководителем Федор Бондарчук.

Зачем украинским кинотеатрам  Europa Cinemas

Вы и «Киев» - два кинотеатра из Украины, которые вот уже 5 лет представлены в ассоциации Europa Cinemas. Про престиж, все ясно. А что еще дает такое членство?

Во-первых прием и ежегодная отчетность и переаттестация означают соответствие работы кинотеатра европейским стандартам профессионального качества услуг. Ежегодно осенью  в столицах  мира проходят конференции, где собираются более 1000 представителей кинотеатров-участников этой сети. Происходит обмен опытом, обсуждение общих проблем.  В этом году в конце ноября такая встреча буде в Афинах,  в предыдущие годы  были конференции в Париже,  Варшаве.

Для моих коллег в Европе дико и странно слушать мои истории о враждебном отношении власти к старейшему действующему кинотеатру.

Нам помогают  и финансово.  «Жовтень» и «Киев»  четыре года подряд получали гранты по 10 тысяч евро в год от проекта  поддержки Министерством  иностранных дел  Франции кинотеатров за показ и пропаганду французского кино. В этом году такая поддержка под вопросом  из-за охлаждения отношений Евросоюза с Украиной.

Вы как-то сказали, что на «Жовтень» столько «наездов», потому что у него нет защитника из большого бизнеса или политики. Что,  таки-нет? Никто не предлагал инвестиции?

«Жовтень» - не коммерческий, затратный кинотеатр.  В рамках европейских норм прибыли он безусловно имеет  плюс, но ему, конечно, не хватает на то, чтобы вести, предположим,  серьезные ремонты. В то же время мы живем без бюджетный поддержки. У нас нет субарендаторов, мы ничего не сдаем в аренду. Потому и нет желающего инвестировать в «Жовтень»,  войти в ООО, арендовать, в дальнейшем, возможно,   приватизировать  и продолжать показывать кино. Были разные предложения, но все сводились к одному -   я вас покупаю, вы уходите, мы это снесем и что-то тут построим. Потому что на  сегодняшний день только спекулятивное отношение к муниципальной собственности и преобладает у наших «инвесторов».

На самом деле, к сожалению,  на данном этапе развития Украины очень мало предпринимателей, которые бы  хотели  делать и развивать какой-то долгосрочный бизнес.  В области культуры – таких  вообще нет.  Есть те, кто хотят извлекать прибыль, быстро и побольше.  Правда,  есть желающие   увеличить действующие мультиплексные кинотеатральные сети за счет нескольких муниципальных кинотеатров сразу. Но, как мне известно, пока таких  реальных сделок не было.