British American Tobacco: Работа за границей как обязательная часть обучения

Попасть на стажировку в "Бритиш Американ Тобакко Украина" для выпускника — настоящая удача. Для стажеров не только разрабатывают индивидуальную программу развития, но и в обязательном порядке отправляют на 3-6 месяцев в офис компании за границу

Программа стажировок British American Tobacco, которая называется The Challenge Initiative, начала работать в Украине с 1996 года. Стажировки открыты в нескольких направлениях: маркетинг, финансы, управление персоналом, производство и логистика, корпоративные отношения. Программа рассчитана на 2 года, в течение которых стажер пробует свои силы на нескольких различных позициях в компании, также предоставлена возможность пройти стажировку за рубежом, чтобы ознакомиться с работой бизнеса на глобальном уровне.

"Цель этой программы — в краткие сроки подготовить руководителей предприятий и руководителей функций, поэтому на старте мы даем стажерам очень много. Они работают над проектами и изучают бизнес изнутри, проходят всевозможные тренинги и развивают свои лидерские качества и компетенции. Если человек успешно проходит программу, мы продвигаем его на начальную менеджерскую должность. Но так как после прохождения программы у этих сотрудников за плечами достаточно серьезная база, мы ожидаем от них быстрого карьерного роста, и через десять лет стажер может стать руководителем отдела", — рассказывает Светлана Мазур, руководитель отдела управления персоналом "Бритиш Американ Тобакко Украина".

Количество приглашаемых год от года стажеров напрямую зависит от бизнес-задач компании. Так, в 2011 году к компании присоединились три человека: один — в отдел финансов и два — в отдел маркетинга, хотя в компании все еще остались незаполненными пять вакансий.

"От кандидатов на участие в этой программе мы не ждем опыта, но надеемся увидеть определенный набор навыков и лидерских компетенций. Качества, которые мы ищем — умение расставлять приоритеты, целеустремленность, умеет ли человек анализировать информацию, умеет ли работать в команде и слышать обратную связь", — поясняет Светлана Мазур. Отбор кандидатов проходит в несколько этапов. После заполнения онлайн-анкеты на сайте компании, целью которой является выявление потенциально подходящих кандидатов, выбранным претендентам предлагается пройти психометрическое тестирование на анализ числовой и вербальной информации (также проходит онлайн).

Затем с кандидатами проводится собеседование по телефону для оценки уровня компетенций. Практически во всех случаях данное интервью проводится на английском языке. Если претендент успешно прошел этап телефонного интервью, его приглашают уже для личного знакомства на собеседование со специалистом отдела по работе с персоналом и представителем того отдела, где он будет проходить стажировку. Предпоследним этапом отбора является "Центр оценки", где моделируются деловые ситуации и представители компании наблюдают, как кандидаты работают индивидуально и в группе, а также проявляют свои лидерские качества. Заключительный этап процесса отбора — интервью с руководителем отдела, в который стажер подавал заявку, и именно этот менеджер принимает окончательное решение о зачислении в программу.

Светлана Мазур, руководитель отдела управления персоналом "Бритиш Американ Тобакко Украина"

С первого дня стажировки у каждого выпускника есть коуч, которым выступает менеджер основного отдела, куда пришел новичок. Именно коуч расписывает со стажером весь план развития на два года и помогает определиться с необходимыми кросс-функциональными переходами и тренингами. Помимо коуча у стажера есть и ментор. Чаще всего это топ-менеджер из другой функции, в частности это может быть генеральный директор, директор по финансовым вопросам и другие члены директората. "С ментором стажер может пообщаться на любую тему — о том, как развивать себя и строить свою карьеру. К нему стажер может прийти со своими проблемами. Эти отношения конфиденциальны", — говорит руководитель отдела управления персоналом "Бритиш Американ Тобакко Украина".

Основной упор в обучении стажеров делается на образование на рабочем месте. Также для них предусмотрен набор классных тренингов как по софт-скилз (для работы с компетенциями и лидерскими качествами), так и функциональной и профессиональной направленности. А для стажеров в финансовом департаменте компания оплачивает получение международного бухгалтерского сертификата — ACCA (Ассоциации дипломированных привилегированных бухгалтеров) или CIMA (Сертифицированного института специалистов по управленческому учету).

Отметим, что в "Бритиш Американ Тобакко Украина" есть отдельная программа мини-стажировок (практики) для студентов 2-4 курсов. Набор практикантов по этой программе длительностью от трех до шести месяцев проходит летом как на фабрику компании в Прилуках Черниговской области, так и в разные отделы центрального офиса компании в Киеве.

Для сотрудников компании также разработана целая программа обучения — Система управления своим развитием. "В "Бритиш Американ Тобакко" мы придерживаемся мнения, что карьера сотрудника в его руках. Система управления своим развитием — портал, где человек, во-первых, может, учитывая обратную связь коллег и руководителя, оценить себя, свои функциональные навыки, лидерские качества и компетенции. На основании этой оценки сотрудник составляет свой план развития — как кросс-функциональное перемещение, так и набор определенных тренингов. Конечно, этот план потом обсуждается и согласовывается с руководителем, — объясняет Светлана Мазур. — Затем мы формируем группы и проводим необходимые тренинги внутренними силами или привлекаем внешних тренеров, в частности, международных, с которыми "Бритиш Американ Тобакко" работала в других странах. Кроме того, мы учим наших сотрудников быть тренерами, и они сами занимаются обучением. В первую очередь это актуально для полевых команд".

Интересен подход компании к так называемой программе мобильности сотрудников, которая является обычным явлением для большинства международных компаний. "Работа в зарубежных офисах компании — обычное развитие карьеры всех сотрудников, — убеждена Светлана Мазур. — Человек, который приходит на руководящую должность, станет лучше в профессиональном плане, если поработает не только в своей стране, но и в офисах "Бритиш Американ Тобакко" в других странах. Так, до назначения в Киев я работала директором по персоналу в Болгарии. Международные назначения обычно длятся 2-3 года, чтобы человек мог действительно поработать в этой роли и внести свой вклад в бизнес компании".

Чаще всего на международные стажировки отправляют потенциальных преемников. Согласно кадровой политике компании, на каждую ключевую позицию должен быть как минимум один человек, который может ее занять прямо сейчас, и два, которые могут занять эту позицию через одну карьерную ступень. Поиск таких преемников проходит в рамках двухступенчатой системы оценки персонала. Посредством оценки деятельности проверяется выполнение плановых показателей. Есть также оценка потенциала сотрудников, а именно, есть ли у человека потенциал занять позицию на два уровня выше нынешней за короткий промежуток времени. "Это не значит, что такие сотрудники перепрыгивают через одну ступень карьерной лестницы — просто они развиваются быстрее. Но не следует думать, что те сотрудники, которые зачислены в кадровый резерв, находятся на привилегированном положении. План развития есть у всех сотрудников, просто те, кто обладает высоким потенциалом, развиваются быстрее", — говорят в "Бритиш Американ Тобакко Украина".

Компания предоставляет максимум возможностей и инструментов для успешного построения карьеры, но в конечном итоге судьба и карьера каждого сотрудника — в его собственных руках, и только от него зависит, сможет ли он реализовать свой потенциал. Как в том известном анекдоте о верующем, усердно молящем Господа о ниспослании денег: "Ты бы хоть лотерейный билет купил!".