Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Почему раздачу "медведей" на Берлинале раскритиковали киноэксперты

Вручение на Берлинском кинофестивале "Золотого медведя" китайскому фильму "Черный уголь, тонкий лед", а гран-при "Отелю "Гранд Будапешт" стало самым большим разочарованием для многих кинокритиков. Почему же наградили не самых сильных?

"Золотой медведь" не на того напал", — резюмирует российский кинокритик Андрей Плахов итоги раздачи главных призов на Берлинском кинофестивале в своей статье в российском "Коммерсанте". Подобную реакцию высказывает большинство кинокритиков. Они считают слабым обладателя "Золотого медведя" — китайский "Черный уголь, тонкий лед" режиссера Дяо Инаня.

Самым мощным фильмом большинство называют"Отрочество" (Boyhood) Ричарда Линклейтера и критикуют Берлинале за то, что лента получила лишь "Серебряного медведя" за режиссуру. Свой уникальный фильм — историю взросления мальчика с 6 до 18 лет — Линклейтер снимал на протяжении 12 лет, каждый год собирая перед камерой основных действующих лиц.

Еще один фильм — немецкий "Крестный путь" Дитриха Брюггемана, считавшийся фаворитом фестиваля — в итоге получил лишь "серебро" за сценарий.

Полный список лауреатов Берлинале — здесь.

После церемонии раздачи фестивальных призов остроумные немецкие журналисты предложили переименовать нынешний Берлинале в Пекинале.

"Выбор жюри свидетельствует о случайности и ее подруге конъюнктуре", — отмечает Андрей Плахов в обзоре, опубликованном в "Коммерсанте". "Берлинале поддержал китайскую киноиндустрию, — резюмирует он. Такой выбор он объясняет тем, что "жюри конкурса возглавлял Джеймс Шамус — американский продюсер почти всех фильмов Энга Ли, связанный через него с китайской киноиндустрией: это может служить ключом к сомнительному решению".

"Среди прочих в жюри заседал Тони Люн — суперзвезда китайского арт-мейнстрима и близкий друг Вонга Кар-Вая", — добавляет обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Смотреть ли обладателя "Золотого медведя"?

"Черный уголь" помимо главной награды отхватил еще и "Серебряного медведя" для актера Ляо Фаня. "Хотя на самом деле в этом "китайском нуаре" нет ничего выдающегося, а посмотреть его стоит разве что ради двух эффектных сцен с сексом на чертовом колесе и с массированным разрывом петард в финале", — отмечает Плахов.

Фильм "Черный уголь, тонкий лед" — это хроника одного полицейского расследования: честный коп пытается найти убийцу, который расчленяет своих жертв и отправляет части тела в разные концы страны. Следы преступника неожиданно приводят главного героя не к мужчине, а к женщине — сотруднице обычной химчистки. Полицейский не устоит перед ее чарами, но все-таки доведет расследование до конца.

"Попытка снять китайский "черный фильм" на актуальном материале выглядит любопытным экспериментом, но не более того, отмечает germania-online.ru.

Долин более лояльно оценивает картину. "Черный уголь, тонкий лед" — парадоксальная и мастерская картина: по жанру — нуарный триллер, насыщенный эротикой и мрачным юмором, по запечатленной натуре он близок к натуралистичному, почти документальному китайскому кино так называемого "шестого поколения". Сыщик, расследующий серию преступлений, ездит на раздолбанном мопеде, femme fatale работает в прачечной, а убийства совершаются при помощи коньков".

"И вообще считается, что наградив медведем "Красный гаолян" Чжана Имоу четверть века назад, именно Берлинале открыл эту своеобразную кинематографию миру, — добавляет Долин. — Сегодня же за ней будущее, и в этом никто не сомневается".

Недаром оператор еще одного китайского фильма, представленного в конкурсе — драмы Лоу Е "Массаж вслепую" (о незрячих работниках массажного салона в Нанкине) — получил в этом году "серебро".

Чем интересно "Отрочество"?

Что до впечатлившего фестивальную публику "Отрочества", критики советуют его посмотреть обязательно. Отмечают особую светлую атмосферу этой ленты и и игру талантливого Эллара Колтрейна, исполнившего главную роль.

"Режиссеру удалось снять кино, "впитавшее опыт документальной школы и в то же время современного сериала, — замечает Андрей Плахов ( "Коммерсант"). - Семья, пускай полураспавшаяся, предстает в этом фильме действительно ячейкой общества, причем общества безошибочно американского. Быт среднего класса, витающие в этой среде увлечения и идеи, политическая борьба, взаимоотношения полов и поколений, даже то, как и чем матери кормят своих детей и какие подарки дарят на дни рождения (дед — ружье, бабка — Библию) — все это представлено с абсолютной точностью, правдоподобием, естественностью, но при этом не поверхностно и не карикатурно.