Хотите денег — снимайте про "важное"

Механизм отсекания ненужного кино заработал в России. Лучшая демонстрация этого — отказ Министерства культуры финансировать фильм Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр", несмотря на то, что за него проголосовали большинство экспертов на питчинге

Новая система по отбраковке идеологически сомнительного кино в Росси заработала, констатирует Андрей Архангельский в статье журнале "Огонек" (онлайн версия на kommersant.ru. Подтверждение тому — скандал с проектом Александра Миндадзе, который не получил господдержки Минкульта.


Это произошло несмотря на то, что большинство экспертов отдали за этот проет свой голос. И , кроме того, из необходимых 134 млн рублей были найдены инвесторы в Германии, Украине и России, которые дают 78 млн. руб., то есть 58% бюджета.

"Этот отказ — решение вполне закономерное и системное", — пишет Андрей Архангельский. По его мнению, масштабная реформа кино завершена, и новая система распределения средств в российской киноиндустрии уже заработала. Она задумана в первую очередь не для того, чтобы что-то создавать, а для того, чтобы не пускать лишнее и отсекать ненужное — еще на этапе создания.

Для украинского кино эта российская ситуация очень актуальна, так как как раз сейчас бурными темпами идет реформа, которая может привести к таким же результатам.

Дали на Маяковского, Чайковского и Первую мировую

В России система господдержки внешне выглядит цивилизованно. Теперь есть два центра "принятия финансового решения": Фонд кино занимается "кассовыми проектами", а Минкульт — социально значимыми и немного авторскими. "И Минкульт вроде бы не волюнтаристски принимает решения, а выносит на обсуждение экспертного сообщества — все открыто, прозрачно, достойные эксперты, конкурс. Но результаты конкурса все равно предсказуемы, — пишет Архангельский. — Это похоже на политические выборы: могут быть КОИБы, дебаты, может участвовать даже оппозиционный кандидат, но "сама система устроена так", что выберут того, кого собирались".

Господдержку получили традиционно "святые" темы: круглые даты великих людей и юбилеи важных событий. В списке победителей этого года — фильмы "Маяковский" и "Чайковский" (в постановке соответственно Александра Шейна и Кирилла Серебренникова). "Батальон смерти" Дмитрия Месхиева — к 100-летию Первой мировой (в одной из ролей — депутат Госдумы Мария Кожевникова).

"В список "необходимого" входит и русская классика — тут она представлена экранизацией тургеневской пьесы "Месяц в деревне" в прочтении Веры Глаголевой. Ну и спорт. Спорт сейчас — тоже святое, — замечает автор, иронизируя, что "эту скважину будут качать до полного опустошения.; так у нас заведено".

Профинансируют два "спорта". "Лучшая в мире" — драма о чемпионке по синхронному плаванию (бюджет более 192 млн. руб., снимает Гарик Сукачев) и социальная мелодрама "Со дна вершины" Валерия Ахадова — о паралимпийцах, поддерживаемая Комитетом "Сочи-14" (заявка на 168 млн. руб.).

"Государство (в лице Минкульта) понимает кино как инструмент для популяризации, в первую очередь себя, то есть государства. Так или иначе, но государство всегда будет финансировать фильмы о наших успехах, юбилеях или сражениях, — пишет Архангельский. — При этом можно пару раз дать "дорогу молодым" (чтобы не упрекали в косности), правда, таким молодым, которые очень раскручены и известны и за которыми стоят уважаемые люди или организации. На этот раз — Валерия Гай Германика и Иван Вырыпаев (соответственно "Ночник" по сказкам Андерсена и мистическая драма "Спасение). Еще нужно что-то острое, социальное, ну вот пусть будет Звягинцев ("Левиафан"). Остается еще место на триллер и на сборник новелл. Или на комедию и боевик, неважно. Но и все.

Миндадзе не вписался

Фильм Миндадзе (и главное, такие фильмы, как у Миндадзе) не вписывается в этот набор никак: он не отмечает юбилей и не празднует годовщину, не славит известных людей и не воспевает спорт. Да и сама тема фильма какая-то не очень государственная; по правде сказать, она и вовсе антигосударственная: рассказ о том, что люди — всегда жертвы государства и оно делает людей зверьми. Это гораздо более сложная и неприятная тема, по сравнению с понятным и привычным посылом "умри за родину". Кроме того, в 2015-м, когда фильм должен выйти, будет очередная годовщина Победы, и такой пацифизм может показаться неуместным.

Но даже если отбросить идеологические тонкости, фильм Миндадзе с точки зрения Минкульта — "не тот". У этого режиссера манера такая — не в лоб, а косвенно о чем-то рассказывать. Но как раз такую сложность, нюансы и мерцание, то, что и составляет сущность искусства, система и отбраковывает. И не потому, что она такая уж злая или подлая. Просто новая система специально для этого и задумана, чтоб отбраковывать лишнее.

Хотите денег — снимайте про "важное"

Главная беда патриотизма как принципа отбора в искусстве в том, что он страшно упрощает картину мира. Исходя из этого принципа фильм, на который дает деньги государство, в любом случае должен "любить родину" или любить тех, кто любит родину. Или не любить тех, кто не любит родину. И таким образом приносить "социальную пользу". Социальная польза, как мы видим,— это внушать мысль, что родину нужно (полезно) любить. Все, что вне этой повестки, оно не то чтобы не важно, важно, конечно. Но сейчас на это денег нет. А в следующем году будут другие важные даты и юбилеи, и опять приоритет будет важному. Хотите денег? Так снимайте про "важное". Или не лезьте в большое искусство.

И надо сказать, что все то же самое будет с авторскими фильмами и в будущем: чем больше в них искусства, тем меньше социальной пользы, поэтому большинство заявок будут умирать на этапе заявки.

Кино — затратная вещь, тут много рисков. И среди продюсеров нет Дон Кихотов. Никто не будет рисковать. Они поймут этот сигнал. Продюсеры и режиссеры не дураки — они не будут предлагать сложное или сомнительное. И таким образом сложность вовсе улетучится из нашего кино. Думаю, случай с проектом Миндадзе можно считать настоящим, зримым итогом масштабной реформы кино. Мы наконец-то видим результаты и цели этого реформирования, — заключает Архангельский.