Как устроиться на работу в Deloitte

Ежегодно Deloitte становится первым местом работы для 40 выпускников украинских вузов. Как попасть на работу в международную аудиторскую компанию и сделать там карьеру, рассказывает "Дело"

Компания Deloitte — одно из самых привлекательных мест работы для молодых специалистов. Статистика говорит сама за себя — из 50 новых сотрудников, пришедших на работу в аудиторскую компанию в 2010 году, 40 — выпускники без опыта работы. "Deloitte не просто не боится, а даже, напротив, стремится брать на работу выпускников. 80% наших новых сотрудников пришли в компанию, не имея опыта работы, — рассказывает Оксана Черникова, руководитель HR-департамента компании Deloitte. — Стратегия компании — брать на работу ярких, умных выпускников и вкладывать в них новые навыки и умения. Да, конечно же, знания важны, но не менее важны те природные способности, которые в человеке заложены. Поэтому при отборе мы в первую очередь ориентируемся на тех выпускников, которые выше по способностям, а не по знаниям. В итоге главными требованиями к соискателю становятся: активная жизненная позиция, готовность много работать, желание развиваться в этой сфере, способность быстро учиться. Кроме того, важна готовность выпускника работать полный рабочий день, поскольку младшие сотрудники Deloitte много ездят в командировки. И, конечно, необходимо владение английским на уровне не ниже Upper-Intermediate".

По словам Оксаны Черниковой, с опытом работы в Deloitte специалисты приходят только на определенные направления, например, в консалтинг. "Если это отдел аудита, то практически всегда это выпускники. Это очень специфическая сфера деятельности, и поэтому очень сложно найти специалистов, ведь здесь важен опыт работы именно в компаниях "большой четверки", где действуют единые стандарты", — поясняет она.

Поиск новых кадров в Deloitte идет круглый год, но пиковые сезоны набора — весна и осень. При этом Deloitte не просто размещает объявления о вакансиях на профильных ресурсах, но и проделывает большую работу по продвижению бренда работодателя компании среди потенциальных сотрудников — студентов последних курсов топ-вузов Украины. Например, Deloitte ежегодно проводит многочисленные семинары на профессиональную тематику в вузах. Кроме того, компания устраивает так называемые "Открытые дни с Deloitte", когда студенты приходят в офис компании и сотрудники читают им лекции по всем направлениям бизнеса Deloitte — аудиту, налоговому консалтингу и т.д. "Такого рода мероприятия — прекрасная возможность для студентов повысить свой профессиональный уровень, узнать о специфике работы в компании. Deloitte же, в свою очередь, получает контакты активных студентов, по которым делает рассылку об имеющихся в компании вакансиях, и конечно же, в дальнейшем уже более подготовленных соискателей и сотрудников", — комментирует Оксана Черникова.

"Когда мы берем на работу человека — мы фактически выбираем партнера. Все партнеры начинали в компании студентами с низших позиций. Поэтому и отбор у нас очень жесткий", — поясняет Оксана Черникова. Так, на первом этапе все кандидаты проходят тестирование в офисе компании. На нем оцениваются не только профессиональные знания и навыки кандидатов, но и выявляются потенциальные способности в различных областях. Кандидаты, успешно прошедшие тестирования, приходят на интервью с менеджером по персоналу и профильным менеджером.

Рекомендованные после интервью кандидаты выходят финал. Для них в Deloitte подготовлено настоящее ноу-хау — испытание под названием "коктейль". "Он проходит следующим образом: кандидаты собираются в группе, им дается задание — бизнес-кейс, они его решают. В процессе решения за каждой группой наблюдают несколько менеджеров, после этого у менеджеров есть возможность задать дополнительные вопросы к кандидатам, и по их ответам делается финальное решение о том, подходит человек для компании или нет. Задания в рамках бизнес-кейса не повторяются. Стандартно это задание разработать, например, проект сети лоукост-гостиниц, сделать SWOT-анализ — оценить риски, преимущества, выгоды. Тематика заданий абсолютно разная, но их цель одна — чтобы человек проявил свои финансовые знания, способность мыслить рационально и действовать с точки зрения бизнеса. И обязательно взаимодействовал в команде, — рассказывает Оксана Черникова. — Это называется "коктейль", потому что все кандидаты после кейса приглашаются на неформальную беседу, накрывается фуршет, приглашаются менеджеры и партнеры. И это шанс для кандидатов понять, хотят ли они работать в компании".


Оксана Черникова, руководитель HR-департамента компании Deloitte


Для всех новичков в Deloitte есть специальная программа адаптации. Каждый новый сотрудник в свой первый рабочий день в компании принимает участие в так называемой "Программе знакомства с компанией" (Induction training). Во время тренинга перед новыми сотрудниками выступают руководители департаментов, рассказывают о компании, ее стратегии, миссии и роли каждого сотрудника. Такой тренинг занимает от одного до нескольких дней, в зависимости от уровня сотрудников, которые приходят в компанию. Как правило, тренинг на несколько дней рассчитан на выпускников вузов, так как для большинства из них это первая серьезная работа в международной компании.

По словам руководителя HR-департамента компании Deloitte, очень важно, чтобы кандидат был готов к работе в компании. "В новичка мы инвестируем очень много ресурсов, и не хочется, чтобы через 3 месяца он просто сказал, что не готов к такому ритму и объему работы, — подчеркивает она. — Мы всегда говорим правду о том, что работать в компании придется много, и в первые годы достаточно сложно. Мы — не для тех, кто предпочитает график работы с девяти до шести. Но взамен мы даем возможность получить неоценимый опыт, за которым к нам и приходит большинство сотрудников".

При всех этих жестких требованиях и больших объемах работы Deloitte дает возможность быстрого карьерного роста, которую сложно переоценить. Каждый сотрудник имеет четкое представление о своей карьерной лестнице. Начальная ступень — сотрудник первого года. С нее карьеру начинают молодые специалисты без опыта. Следом идет ступень сотрудника второго и третьего года. Затем следует Senior, и далее — менеджер. Наконец, есть две высшие ступени — старший менеджер и партнер. В целом прохождение всех уровней в компании занимает 7–9 лет. Каждый новичок получает описание этапов своей карьеры в свой первый рабочий день. Таким образом, все требования и навыки, которыми должен обладать специалист для продвижения на каждую позицию, документально описаны и обсуждаются. И каждый сотрудник имеет совершенно реальную возможность стать партнером, то есть совладельцем бизнеса.

Интересна и сама процедура оценки эффективности работы специалистов компании. Каждый сотрудник Deloitte, в том числе и административный персонал, имеет своего "советника" (counselor). Советником, как правило, является специалист, занимающий более высокую должность (не ниже уровня Senior). В его обязанности входит как обучение и помощь сотруднику, так и финальная оценка результатов его работы. Помимо советника, работу каждого сотрудника на проекте оценивает руководитель проекта, а затем профильный менеджер. На основе этих данных заполняется форма оценки работы сотрудника за полгода и год. На каждом проекте, а в год их может быть до 10, сотрудника оценивают по прогрессу в достижении изначально поставленных целей, определяется уровень владения компетенциями, необходимыми для той или иной позиции в компании. По результатам работы каждого сотрудника менеджерами департамента принимается решение относительно его дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Для того чтобы подниматься вверх по карьерной лестнице, каждый сотрудник постоянно учится. 20% рабочего времени сотрудника компании уходит на обучение. Это могут быть как семинары, которые читают советники, так и самостоятельное обучение — на внутреннем сервере компании есть огромное количество учебной литературы. Проходят профессиональные семинары, на которых сотрудники приобретают профессиональный опыт и навыки. Кроме того, есть обязательный годовой тренинг для всех сотрудников. Он проходит летом и занимает 1-2 недели. Для руководителей проходят тренинги на уровне СНГ — это подготовка менеджеров, старших менеджеров и партнеров. Есть программы стажировок за рубежом для тех, кто проработал как минимум два "деловых сезона".

Следует отметить, что одним из условий успешной карьеры в Deloitte является получение международного бухгалтерского сертификата — ACCA (Ассоциации дипломированных привилегированных бухгалтеров). "Это часть мотивации персонала, ведь стоимость обучения для получения этого сертификата составляет от 20 тыс. фунтов. Наши же сотрудники проходят обучение за счет компании. Им также оплачиваются учебные пособия и расходы, связанные с перелетами", — говорит Оксана Черникова.

При всех тех материальных затратах и усилиях, которые Deloitte тратит на подбор и обучение персонала, в компании совсем не расстраиваются, когда сотрудники от них уходят. "Жалеть можно о том, чего не ждешь, а мы к этому готовы. Более того, мы активно помогаем сотрудникам, которые хотят от нас уйти, в трудоустройстве. Ведь чаще всего они уходят работать к нашим клиентам. Таким образом, они все равно остаются с компанией, только в другом статусе. Мы даже регулярно проводим "встречи выпускников" компании Deloitte — Alumni Party. Основная цель этого мероприятия — дать возможность людям, когда-то работавшим в компании, встретиться и в неформальной обстановке пообщаться, вспомнить веселые и трудные моменты, которые они пережили вместе на заре своей карьеры, и просто хорошо провести время в кругу друзей. Наши бывшие сотрудники сегодня первые лица и топ-менеджеры банков, инвестиционных компаний, крупнейших украинских холдингов. И мы по праву гордимся этими людьми", — подытожила Оксана Черникова.