Компания 3M: новые идеи появляются на свет не только в лабораториях

3M — компания, которая привлекает новых сотрудников своей инновационностью, возможностью воплощать свои идеи на практике, создавая новую продукцию или совершенствуя бизнес-процессы в компании

3M — компания, которая привлекает новых сотрудников своей инновационностью, возможностью воплощать свои идеи на практике, создавая новую продукцию или совершенствуя бизнес-процессы в компании. Так как новые идеи 3М появляются на свет не только в производственных лабораториях — они могут прийти из любого представительства по всему миру, от любого сотрудника. Задача отдела по работе с персоналом — развивать у наших сотрудников все необходимые знания и навыки и создать атмосферу, стимулирующую разработку идей и внедрение лучших практик в деятельность компании на локальном уровне.

В нашей стране компания представлена торговой и маркетинговой функциями. В украинском офисе 3М работает около 80 человек, часть из которых трудится в центральном офисе в Киеве и 40 % персонала– в региональных отделениях во всех городах-миллионниках. При этом компания стремительно развивается: с начала 2011 года штат "3M Украина" увеличился на 20%. "Мы взяли на работу 15 новых сотрудников на вакансии, которые были открыты в связи с развитием бизнеса в Украине. И мы планируем дальнейшее развитие и рост компании в нашей стране", — уверяет Елена Лымарчук, директор по работе с персоналом компании "3M Украина".

По словам HR-директора "3М Украина", нынешняя тенденция такова, что международные компании, управляя набором персонала, привлекают опытных специалистов для работы на ключевых экспертных должностях и организовывают программы стажировки, обеспечивая, тем самым, преемственность экспертизы, знаний и обмен новыми идеями между поколениями.

В 3М есть много программ для развития молодых специалистов. С 2008 года в компании работает программа стажировок. В текущем году 5 студентов 3-5 курсов успешно завершили ее и были зачислены в штат. "Наша программа стажировок длится 1 год и работает по принципу "открытая карьера в 3М", когда человек может себя зарекомендовать в любой области деятельности компании. Потому студенты обязательно закреплены за административным департаментом, а не за конкретным отделом. Первые 3 месяца — это практика. Следующие 3 месяца — кросс-функциональная ротация, во время которой студент проходит стажировку в каждом из отделов, то есть знакомится с несколькими направлениями деятельности компании. И последние полгода стажеры активно вовлечены в рабочий процесс — они либо трудятся над собственным проектом, либо выполняют функциональные задачи в выбранном ими направлении бизнеса или департаменте", — рассказывает Елена Лымарчук.


Елена Лымарчук, директор по работе с персоналом компании "3M Украина"

Для привлечения стажеров компания 3М тесно сотрудничает с Центрами карьеры при ведущих университетах Украины. После отбора кандидатов на основе резюме, около 30 студентов приглашается на тестирование, в ходе которого они рассказывают о себе и своих профессиональных ожиданиях. На следующем этапе 15 успешным кандидатам предлагается решить бизнес-задачу, чаще всего по маркетингу. Это позволяет оценить способности и знания, коммуникативные навыки человека, понять насколько он может получать новую информацию и работать с ней.

"Говоря о комплексе профессиональных и личностных качеств, которые мы выделяем при подборе персонала, следует отметить лидерские качества, стратегическое мышление, функциональное выполнение работы, правильную расстановку приоритетов, нестандартный подход — креативность, важны также коммуникабельность и адаптивность. Все эти качества мы совместно проверяем в ходе интервью с сотрудниками отдела по работе с персоналом и с профильными руководителями, применяя инструменты тестирования для проверки ключевых компетенций. С этой целью, мы предлагаем для решения реальные бизнес кейсы. Это помогает понять, подходит ли компании человек, и в то же время, определить кандидату, готов ли он к делегируемой ему роли в компании. "Всего у нас проходит 4 этапа отбора", — поясняет Елена. Важным фактором в процессе отбора является уровень владения английским языком, т.к он используется во всех письменных коммуникациях в компании.

3М — это диверсифицированная компания с огромным ассортиментом продукции, который насчитывает более 100 тыс. позиций. Каждый год компания разрабатывает и предлагает своим клиентам новые продукты и технологичные решения. Знание направлений деятельности и особенностей продукции и технологий — ключ к будущему успешному развитию в компании. Поэтому, в течение первой недели каждый новый сотрудник проходит вступительный тренинг, на котором знакомится с направлениями работы компании, с ее структурой. В остальном, планы развития и обучения стажеров и штатных сотрудников различны и индивидуальны, так как это вопрос инвестиций. Стажеры проходят все необходимое функциональное обучение, знакомятся с основами корпоративной этики и стандартами ведения бизнеса 3М. Этика ведения бизнеса и сотрудничества с партнерами — это краеуголый камень нашей компании. Акции 3М котируются на мировых фондовых рынках, кроме этого 3М — одна из 30-ти компаний, финансовые показатели которых составляют индекс Доу Джонс (Dow Jones 30 index). Поэтому для нас очень важно этичное поведение наших сотрудников во всех взаимоотношениях с клиентами и партнерами.

Кроме этого, стажеры получают базовые знания о продуктах и основах операционного маркетингового планирования. Когда у нас проходят тренинги для штатных сотрудников, например по продажам или по коммуникационным навыкам, то стажеры принимают в них участие. Также, мы работаем над разработкой планов индивидуального развития для стажеров с руководителями департаментов, в которых проходит стажировка", — рассказывает Елена Лымарчук.

Практически все профессиональные и узко-специализированные тренинги для штатных сотрудников компании проходят за границей. В течение года каждый сотрудник посещает порядка 2-3 таких учебных мероприятий, которые проходят либо в главном офисе в США, либо в региональной штаб-квартире в Европе. Тренинги по развитию лидерских навыков и техник продаж проходят в Украине 2-3 раза в год, иногда с привлечением внешних тренеров. Помимо этого, нашим сотрудникам доступно большое количество интерактивных тренингов в рамках программы e-learning, разработанных совместно с Гарвардским университетом.

Такой комплексный подход к обучению персонала приносит свои плоды. "За последние два года 10 наших сотрудников находились в долгосрочных командировках-назначениях, работая в других офисах 3М. Речь идет о работе на срок от 2 месяцев до 3 лет. Какие страны? Это страны Европы (Польша, Чехия, Великобритания), Россия, США, Израиль", — отмечает Елена.

Однако офис 3М живет не только работой, сотрудники компании как большая семья. В "3М Украина" действует несколько клубов, один из которых называется Making people happy. В рамках этого клуба сотрудники обмениваются информацией о том, как можно весело и интересно провести досуг. "Более того, у нас есть корпоративная футбольная команда, которая принимает участие в дружеских матчах и чемпионатах, организованных Ассоциациями международных компаний, а также кулинарный клуб, который организовали и проводят сами сотрудники. Компания всячески поддерживает такие инициативы, помогая сотрудникам найти баланс между развитием карьеры и личными увлечениями и интересами", — говорит директор по работе с персоналом компании "3M Украина".