Король умер, да здравствует королева! — о фильме "8 подруг Оушена"

Король умер, да здравствует королева! — о фильме "8 подруг Оушена"
С 14 июня в украинском прокате идет криминальная комедия "8 подруг Оушена" Гэри Росса

Новые друзья Оушена

В центре истории — талантливая аферистка Дэбби Оушен (Сандра Буллок), обман у которой — в крови. Она — сестра криминального гения Дэнни Оушена, хорошо известного зрителям благодаря обаятельному исполнению Джорджа Клуни, который воплотил этот образ на экране в трилогии Стивена Содерберга об 11, 12 и 13 друзьях героя — и подвигах его преступной команды.

По лекалам этих картин 2000-х годов, демонстрирующих изысканные ограбления, в которых персонажи мастерски воплощают сложный план и выходят сухими из воды, и созданы "8 подруг Оушена". Перевод названия, к слову, тоже выходит "сухим из воды", потому что Дэнни Оушен к восьмерым подругам не имеет никакого отношения, а героиня, о чьих подругах идет речь, — к правилам склонения женских имен.

Бриллианты, мода и звезды

Дэбби Оушен досрочно выпускают из тюрьмы за хорошее поведение, от которого она тут же отказывается в пользу возможности обманом заполучить косметику, модные вещи и номер в фешенебельном отеле, а в ближайшем будущем — еще и несколько десятков миллионов долларов. Во время своего заключения она разработала идеальный, по ее мнению, план ограбления Метрополитен-музея в Нью-Йорке, который тут же начинает воплощать в жизнь.

На ежегодном звездном балу "Мет гала", который в музее проводит Институт костюма, Дэбби планирует с помощью подруг-подельников украсть драгоценное бриллиантовое колье. Силой финансового убеждения — упоминанием о многомиллионном куше — она собирает многонациональную женскую команду, участников которой на экране выгодно воплощают Кейт Бланшетт, Минди Калинг, Сара Полсон, Аквафина, Рианна и Хелена Бонем Картер.

Без мужчин

Для каждой из участниц авторы приготовили небольшой "звездный" момент, снабдив их характерными чертами, которые в концентрированном виде презентованы в трейлере картины. Наиболее интересным актерским рисунком, пожалуй, козыряет образ Хелены Бонем Картер, в котором уравновешено внутреннее напряжение и его внешняя тонкая форма. Актриса одновременно сдержанно и безумно играет модельера, которая находится "за гранью" банкротства и поэтому удивительно легко соглашается пойти на преступление.

Контрастным душем эмоций предстает на экране персонаж взбалмошной голливудской актрисы Дафны Крюгер, являющейся рекламным лицом звездного бала — и одним из объектов криминального интереса "подруг Оушена". Ее, с видимым удовольствием, рисково переигрывая и размашисто комикуя, воплощает Энн Хэтэуэй. А вот подобных насыщенных мужских портретов фильм сознательно избегает. Дэбби не хочет брать в свою банду мужчин, о чем недвусмысленно заявляет подельникам.

Игра в поддавки

При этом одним из мотивов ее "преступления века" является месть бывшему возлюбленному (Ричард Армитедж), опосредованно — и весьма отдаленно — связанному и с балом, и с бриллиантами. В этом соединении "общественного" (коллективное обогащение банды друзей) и "личного" мотивов сюжет картины-переделки старательно копирует "11 друзей Оушена", где главный герой грабил хранилища казино своего личного врага.

Правда, сюжет этот "8 подруг Оушена" копируют с одним существенным нюансом: недруги-противники, которым противостоит героиня, по большому счету, беззубы и неопасны. Нью-йоркским музейным работникам, исследующим моду, до решительных мафиози из Лас-Вегаса, готовых убивать, очень далеко. Так что напряженный нерв, заставлявший сопереживать Дэнни Оушену в оригинальных картинах, подменяет легкое дуновение праздного интереса к подвигам его сестры. Рискующей, но не очень.

Ничего нового

Таков вполне ожидаемый итог создания фильма по каноническим схемам известной трилогии. Животрепещущий вопрос "Получится ли у героев воплотить преступный план?" почти никогда не "трепыхается" на кончике языка зрителя, поскольку ответ на него — предельно очевиден. Его заменяет другой: "С каким именно "вывертом" герои реализуют свой замысел?" А такой выверт — ожидаемо будет.

Гэри Росс оказывается небесталанным, но стреноженным копиистом Стивена Содерберга. Художественно точно воссоздавая атмосферу оригинала, он закрывает себе всякую возможность выйти за его пределы. Особенно заметной ограниченность этого подхода становится тогда, когда, выразительно реконструируя яркие кадры из предыдущих серий (например, дефиле героев после успешного "дела"), режиссер игнорирует объективные обстоятельства нового ограбления, в заявленных условиях которого подобное поведение — не самое разумное для криминальных подруг.

Король умер, да здравствует королева!

Избежать столкновения с логикой и скрыть налет приблизительности удается благодаря собственно кинематографическим достоинствам картины — ритмичной, цепляющей внимание, развлекающей и убедительно узнаваемой, пусть и не совсем новой. Ведь даже решение представить в "8 подругах Оушена" исключительно женский ансамбль, с учетом актуальных голливудских тенденций, особой оригинальности лишено.

Зато оно открывает возможность дополнить криминальную комедию своеобразным социально-культурным комментарием к процессам, которые происходят в современном мире — ироничным и проницательным одновременно. Дэнни Оушен, гравитационный центр трилогии, все-таки появляется на экране нового фильма — в виде надгробной таблички в колумбарии, с лаконичными датами рождения и смерти, выбитыми на ней. Разыгрывая его смерть, авторы проводят своеобразные похороны патриархии. Король американского криминального царства умер? Да здравствует королева!

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram