10 марта, 12:03

Красивая иллюзия мюзикла: о фильме "Гуцулка Ксеня"

В кинотеатрах демонстрируют мюзикл Алены Демьяненко "Гуцулка Ксеня" — пока что лучший украинский фильм 2019 года, считает кинокритик Сергей Васильев

Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"
Кадр из фильма "Гуцулка Ксеня"

Модерн и современность

Жанр фильма Алены Демьяненко, созданного по мотивам оперетты Ярослава Барныча "Гуцулка Ксеня", в титрах обозначен, как "модерновая мелодрама в стиле украинского танго" — и это утверждение является, скорее, проявлением современного постмодернизма, чем художественным симптомом первой половины ХХ века. И уж точно никак не точной характеристикой происходящего на экране, в котором мелодрамы — не больше, чем комедии.

Музыкальный палимпсест

Украинское же танго, само по себе смахивающее на шутку, раз за разом становится жертвой талантов фрик-кабаре "Dakh Daughters". Они выступают, кажется, в каждой второй сцене 90-минутной ленты, радикально переосмысливая наследие Ярослава Барныча и не всегда идя в своих творческих порывах рука об руку с сюжетом. Также музыкальное пространство ленты заполняют композиции Тимура Полянского, довершая своим джазовым ароматом созданный музыкальный палимпсест — привлекательный, но неоднородный.

Американские гости

Сюжет, в центр которого помещен молодой американец украинского происхождения Яро (Максим Лозинский), прибывший в Карпаты с "группой поддержки" в поисках сознательной невесты украинских кровей, тоже отличается лоскутной пестротой. Путь героя, которому приглянулась юная Ксеня (Варвара Лущик), то и дело пересекают приключения его дяди (Игорь Цишкевич), юной американки Мери (Катерина Молчанова), натуралиста с сачком для ловли бабочек (Оливье Бонжур), управителя отеля "Говерля" (Олег Стефан), в котором они все остановились, официанток и молодых гуцулов.

"Потемкинская" Ворохта

Своеобразной живописной рамкой происходящего становятся кадры прибытия и отбытия кукольного поезда с американскими туристами, едущего по мосту над горной рекой, — на фоне пейзажей изумительной красоты и колористической насыщенности. "Гуцулка Ксеня" — фильм высокой изобразительной культуры (за нее отвечают оператор-постановщик Дмитрий Яшенков и художники Юрий Ларионов, Надежда Кудрявцева и Виталий Скопелидис). Он сознательно погружает зрителей в идеальный мир, в котором реальная Ворохта превращается в "потемкинскую" — не воссозданную, но созданную, воображенную.

Красота земная и небесная

Чудесную иллюзию авторы предлагают с первых кадров, когда в отблеске уходящего солнца на фоне гор проявляют светящийся женский силуэт — мифической гуцулки, которая, будто Оранта, простирает руки над Карпатами. И тогда, когда, уже без спецэффектов, предельно выразительно подчеркивают человеческое очарование сияющих, будто светящихся изнутри героев (и, в первую очередь, героинь): Ксени (юная дебютантка Варвара Лущик убедительно существует в кадре, за весь фильм роняя лишь несколько функционально необходимых фраз), Мери (радостная Катерина Молчанова расширяет свою актерскую палитру)... а дальше, через запятую, можно перечислить весь немалый актерский состав фильма.

Концерт вместо мюзикла

Этот актерский состав формирует отлично сбалансированный актерский ансамбль, который на экране вынужден состязаться за внимание с настойчивым ансамблем музыкальным: "Dakh Daughters", выступая на скромной сцене отеля, не только аккомпанируют персонажам, но и представляют самостоятельные композиции, претендующие на статус "краеугольных камней" картины. Первый их номер (как и чудеса иллюзии) демонстрируют в дебюте, словно анонс и предостережение. Готовя к тому, что все повороты сюжета будут проживать дважды — в словах и музыкальных номерах, превращая "Гуцулку Ксеню" в фильм-концерт.

Далеко от Бродвея

В музыкальных номерах принимают участие и герои, оккупируя все ту же сцену, бедно (но с театральным шармом и смекалкой) украшенную каждый раз новыми тематическими декорациями. Впрочем, ожидать от "Гуцулки Ксени" эффекта американских мюзиклов, особенно тех, которые у всех на устах, не стоит не так из-за скромного материального размаха и относительной производственной бедности воплощения этих номеров (бюджет ленты составил 47,7 млн грн., половину из которых выделило Госкино Украины), но из-за отсутствия в них должной энергии.

Танцы в киселе

Герои-исполнители страдают анемией, не только воспевая томление любви, но и призывая к действию. Возникает ощущение, что, попадая на сцену, они погружаются в густой кисель, который сковывает их движения. Усиливает нелепое чувство и монтаж номеров, чередующий крупные и общие планы. Акцент на старательном усердии, с которым герои дополняют пение отрепетированной хореографией, рождает мюзикл-аллюзии лишь для того, чтобы тут же их разрушить, указав на общую скованность школярских небыстрых па. И это тогда, когда герои пытаются танцевать. Часто они аккомпанируют себе на инструментах, сохраняя статуарную неподвижность: с аккордеоном наперевес особо не потанцуешь.

Почти фатальный урон

В этом заключается парадоксальная особенность "Гуцулки Ксени". Превратить в стройную линию рваный пунктир любовной истории, которая стремительно бежит вперед, раз за разом перепрыгивая важные сюжетные ступеньки, зрителей может подтолкнуть лишь благодушная расположенность к героям. Но когда дело доходит до того, чтобы создать ее с помощью эмоциональных музыкальных номеров, лента максимально стопорит свой ход. Это могло бы нанести ей фатальный урон, если бы не тонкий юмор авторов и их отношения с большой историей ХХ века.

Благородный юмор

"Гуцулка Ксеня" — картина необычайно смешная. Причем юмор этот ни разу не выпячивает себя, прямолинейно указывая зрителям, где именно им необходимо смеяться (как это часто бывает в украинских, черпающих вдохновение в телевизоре, комедиях), и во многом основан на критичном отношении к себе (как это в украинских комедиях бывает крайне редко).

К примеру, когда после очередной песни в исполнении "Dakh Daughters" с замахом на миллион, а ударом на копейку, обескураженные зрители пытаются разобраться, что бы это значило, точно такое же недоумение высказывает и один из героев; или когда долго сдерживаемая рамками сцены стихия мюзикла все-таки вырывается (с позволения и при полной поддержке Алены Демьяненко) на свободу, уморительно замещая пением диалоги.

Фантазии и реальность

История, как и юмор, тоже проявляет себя исподволь. "Гуцулка Ксеня" построена сразу на нескольких стилизациях: иллюзорный, но материальный мир гуцульских Карпат оттеняет еще более условный мир США, из которых прибывают американские украинцы в поисках невесты (он тонко представлен на экране с помощью графики и анимации).

Преодолеть ощущение сказочного ненастоящего, которое сознательно культивирует картина, показательно играя в мюзикл, позволяют финальные титры, в которых сообщают о том, что ее действие происходит в 1939 году, накануне оккупации Западной Украины советской армией. Эта короткая информация превращает "Гуцулку Ксеню" в символическую повязку, скрывающую рану, которая, очевидно, все еще способна кровоточить.

Обаяние чужой памяти

Если в своем предыдущем фильме "Моя бабушка Фани Каплан" Алена Демьяненко пыталась воссоздать реальный образ титульной героини, которая под воздействием политических сил превратилась в мифологическую "ту, которая стреляла в Ленина", то в "Гуцулке Ксене", продолжая исследовать исторические связи личного и политического, реальности и вымысла, она сама создает на экране миф.

Его художественная "огранка" способна вызвать при просмотре некоторый дискомфорт (что не новость для настоящего произведения искусства) и, в то же время, делает картину Алены Демьяненко (пока что) лучшим украинским фильмом 2019 года.

автор:
раздел:
теги:

По теме:

Операция дежавю: о комиксе "Капитан Марвел"
Lifestyle 09 марта, 15:03

Операция дежавю: о комиксе "Капитан Марвел"

7 марта в прокат вышел узнаваемый комикс "Капитан Марвел", в котором есть новый женский супергерой и Сэмюэл Л. Джексон — старый, но такой молодой, замечает кинокритик Сергей Васильев

Каков приход, таков и Фауст: о мистической драме "Эфир"
Lifestyle 24 февраля, 14:02

Каков приход, таков и Фауст: о мистической драме "Эфир"

В кинотеатрах показывают мистическую драму выдающегося польского режиссера Кшиштофа Занусси, в которой драмы немного, а мистики — и вовсе почти нет, замечает кинокритик Сергей Васильев

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...