McDonald"s: от рядового сотрудника до директора ресторана за 3 года

Карьера в ресторанах McDonald"s начинается с первой ступени — позиции члена бригады ресторана и с желания быть лидером. Обучение в ресторанах, в тренинг-центре McDonald"s в Украине и в Университете Гамбурологии за рубежом помогают реализовать амбиции

С начала 2011 года в компанию McDonald"s в Украине пришло более 2,5 тыс. новых сотрудников. С первых дней работы они начинают обучение, которое будет продолжаться на протяжении всего карьерного пути. На первом этапе обучение новичков проводит инструктор по обучению. Такой специалист, является работником ресторана, в обязанности которого входит обучение коллег наряду с выполнением обязанностей по приготовлению блюд и обслуживанию посетителей. После обзорной экскурсии по ресторану нового сотрудника знакомят с основными правилами и стандартами работы ресторана, а также должностными обязанностями, которые ему нужно будет выполнять. "Затем новичок с помощью инструктора по обучению осваивает работу на различных участках работы: жарит картошку-фри, или участвует в приготовлении чисбургеров и биг-маков, или принимает заказы у посетителей.

Расстановка по участкам зависит от потребностей ресторана и может учитывать пожелания работника. После освоения одного участка работы, в зависимости от своего желания, работник может обучаться работать на других станциях: жарить мясо на гриле или готовить ролы, наггетсы и пирожки. У нас считается почетным освоить все участки работы и стать универсальным работником. Следующие этапы карьеры предполагают более широкий круг обязанностей и большую степень влияния на результаты работы ресторана и удовлетворенность посетителей, а значит и большую ответственность. Например, на позиции инструктора по обучению человек влияет на уровень навыков нескольких членов бригады ресторана, а начальник участка организовывает работников на кухне, регулирует темп приготовления блюд и влияет на скорость обслуживания посетителей. Высокий темп работы в нашей компании очень важен, ведь согласно стандартам McDonald"s посетитель должен быть обслужен в течении 1 минуты после приема заказа", — рассказывает директор службы персонала McDonald"s Наталья Тиморина, действующий член Чартерного Института персонала и развития (MCIPD).

На каждом этапе карьерного роста в компании помимо программ наставничества, каждый сотрудник проходит дополнительное обучение как по специальным знаниям, так и по общим навыкам (например, управление людьми). По итогам обучения сотрудники сдают "зачеты" в ресторане, демонстрируя применение полученных навыков и знаний. Количество сотрудников, которые ездят на обучение за границу, зависит от потребностей компании и от динамики ее развития. Как правило, такие программы длятся 1-2 недели.

Помимо финансирования собственных программ обучения, McDonald"s поддерживает и работающих в компании студентов. "В рамках программы "Твоя стипендия" студенты (как очной, так и заочной формы обучения), которые показывают отличные результаты учебы и работы, могут получить дополнительное вознаграждение. В этом году 63 работника получили стипендии по 3 тыс. грн. а трое студентов стали обладателями повышенных стипендий в 7 тыс. грн. Кроме того, один из стипендиатов 2011 года получил дополнительный приз — поездку на Олимпиаду-2012 в Лондон", — рассказывает Наталья Тиморина. Поддерживает компания и получение сотрудниками специального образования, например, сертификата ACCA для финансистов.

В 2010 году 10% из 6 тыс. сотрудников McDonald"s в Украине сделали следующий карьерный шаг. Бывают случаи, когда в течение года человек делал и два карьерных шага.

В McDonald"s стать руководителем любого уровня не проработав в ресторане практически невозможно. "В работе ресторанов очень много нюансов, которые можно узнать только проработав на всех позициях в ресторане, постепенно углубляя и расширяя свои знания. Начав с позиции члена бригады ресторана возможно продвинуться за 2-3 года по пяти карьерным ступеням и стать директором ресторана. Для этого не нужно специального профильного образования — все необходимые директору ресторана знания, возможно получить во время обучения, организованного компанией ", — поясняет Наталья Тиморина. Более того, на начальные позиции в офис компания старается привлекать сотрудников ресторанов, которые уже знают специфику работы McDonald"s. "Для многих McDonald"s — это первое место работы или работа на время учебы. Но когда ребята заканчивают обучение, то хотят развиваться по специальности и мы предоставляем им такую возможность. Так, сейчас в юридическом отделе работает девушка, которая ранее работала в ресторане. В финансовом отделе, отделе по работе с персоналом большинство сотрудников бывшие члены бригады ресторана. Многие сотрудники, которые в 1997 году начинали на позициях членов бригады ресторана или менеджеров-стажеров, сегодня работают менеджерами и директорами отделов компании", — говорит директор службы персонала компании.

Директор службы персонала McDonald"s Наталья Тиморина, действующий член Чартерного Института персонала и развития (MCIPD)

Формирование кадрового резерва, сотрудников, которые в будущем могут стать руководителями, проходит во время оценки результатов работы. Оценка работы всегда состоит из двух частей: оценки выполнения плановых показателей и анализа того, какими путями эти результаты были достигнуты. "Мы ожидаем, что независимо от должности наши сотрудники — это лидеры. Конечно же, мы понимает, что степень влияния лидерских качеств человека на результаты бизнеса может отличаться в зависимости от уровня должности и полномочий. Однако, мы поощряем и поддерживаем инициативу и стремление к постоянному улучшению всех сотрудников ", — отмечает Наталья Тиморина.

В McDonald"s существует единое для всей компании видение, какое поведение сотрудников свидетельствует о том, что они разделяют подходы компании к ведению бизнеса и корпоративную систему ценностей. Именно поэтому вы себя чувствуете комфортно в любом ресторане сети McDonald"s в любой стране мира.
При этом стандарты компании всегда учитывают особенности страны, где она работает. "Так во время Великого поста мы обращаем внимание сотрудников на то, какие блюда могут быть предложены клиенту, который поститься. Ведь некоторые блюда, даже соусы к салатам, могут содержать яйца или молоко. А с полным составом блюд посетитель может ознакомиться в уголке потребителя", — отмечает директор службы персонала компании.

Работники McDonald"s всегда очень энергичны и работают в высоком темпе. Для того, чтобы поддерживать в них этот энтузиазм и задор, компания постоянно проводит между сотрудниками соревнования и конкурсы, победители которых получают ценные призы. Это могут быть соревнования, в которых судьями являются посетители. Так, прошлой осенью сотрудники ресторанов принимали участие в программе "Мис и Мистер Гостеприимство". Именно посетители голосовали за работников, чье обслуживание им понравилось больше всего. Есть соревнования и между ресторанами — кто обслужит больше машин на McDrive, или лучше украсит территорию возле ресторана после зимы. Подарки победителям соревнований могут быть как индивидуальными (мобильный телефон), так и групповыми (вечеринка для всех сотрудников ресторана). Кроме того, в каждом ресторане раз в месяц проходит день именинника, где каждый именинник получает подарок от компании на свой День рождения.

Обязательным в компании является соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством (оплата сверхурочных, ночных смен, больничных листов, ежегодных, социальных, учебных отпусков). А предоставление дополнительных льгот и возможностей стимулирует интерес к достижению высоких результатов и развитию.