Lifestyle 22 июня, 17:06

Механическое воспитание материнского чувства: о фильме "Дитя робота"

С 20 июня в кинотеатрах идет научно-фантастическая драма "Дитя робота", в которой оригинально "соображают на троих"

Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"
Кадр из фильма "Дитя робота"

Австралийское кино

"Дитя робота" — дебютный фильм Гранта Спьютора, созданный в Австралии при поддержке Screen Australia, государственного кинофонда. Ленты из этой страны в украинский кинопрокат попадают нечасто. Впрочем, во время просмотра мысль об австралийском происхождении самобытной камерной научно-фантастической картины вряд ли кого-нибудь посетит.

Ее действие происходит в будущем, после уничтожения человечества, в безликом подземном бункере, оборудованном всем необходимым, чтобы человечество возродить — с помощью специального робота и большого количества готовых к выращиванию эмбрионов. А главные роли играют актеры, которых с Австралией не связывает ничего, кроме съемок: молодая датчанка Клара Ругаард и американка Хилари Суонк.

От Sundance до Netflix

Интерес к картине и ее признание тоже с самого начала были не только австралийскими. В этом смысле "Дитя робота" является ярким образцом современного жанрового кино, не знающего границ. Главное для такой ленты — оригинальный, непохожий ни на что замысел, а с этим у "Дитя робота" — все в порядке. В 2016 году его сценарий даже попал в так называемый "Черный список" — перечень наиболее интересных, по мнению голливудских продюсеров, киноработ, которые еще не были сняты.

Премьера картины, оправдав выданные ей авансы, с успехом прошла в январе 2019 года на американском фестивале Sundance, после чего права на ее прокат в Северной Америке купил Netflix. До этого он приобрел права на фильм и для нескольких других стран. В отличие от Украины, в них фильм вышел сразу на "малых" экранах. Что, пожалуй, не пошло ему на пользу. Все же историю, рассказанную Грантом Спьютором, лучше воспринимать в темной изоляции кинотеатра — на экране большом.

Идея и ее визуализация

Это связано сразу с несколькими особенностями "Дитя робота". Во-первых, чрезмерной неспешностью повествования, которая растягивает его почти до двух часов, достаточно долго готовя зрителей к первому (хорошо, что не единственному) всплеску сюжетной активности. А во-вторых, с пристальным вниманием к визуальному решению картины, все же выходящей из бункера на широкий апокалиптический простор, и "Матери" — роботу, который должен "выкормить" новое поколение людей.

Ключевой образ фильма создала новозеландская компания Weta Workshop, трудившаяся в свое время над "Властелином колец" Питера Джексона и "Аватаром" Джеймса Кэмерона.

Weta Workshop наделила "Мать" определенным антропоморфным эмоциональным потенциалом. Собственно, оригинальное название ленты "I Am Mother" ("Я мать") апеллирует именно к нему, одновременно предполагая, что "примерять" роль матери на себя будут пытаться и другие герои — девушка, воспитанная роботом, и женщина, внезапно оказавшаяся на пороге бункера, разрушив сдержанную гармонию самобытной "семьи" и представления девушки о внешнем мире.

Соображая на троих

Необъяснимое появление этой женщины без имени — юную обитательницу бункера, впервые увидевшую другого человека, оно совершенно не интересует — превращает дальнейшие события в своеобразную вариацию любовного треугольника, в котором робот и женщина борются за внимание девушки. Первый склоняет ее остаться, запустив, наконец, полноценный процесс "выращивания" людей из хранимых эмбрионов. Вторая — бежать, уйдя в неизведанный мир других людей, на вольные хлеба.

При этом робот, история которого зрителям к тому моменту уже более-менее известна, в своих реакциях оказывается намного естественней, чем женщина из ниоткуда. Двукратная лауреат "Оскара" Хилари Суонк играет ее с какой-то горячечной экспрессивностью, пожалуй, понимая, что лишь обжигающий эмоциональный напор способен преодолеть тот зрительский скепсис, который своим появлением и поведением рождает ее персонаж.

Кадр из фильма "Дитя робота"

Кадр из фильма "Дитя робота"

Клара Ругаард, в свою очередь, создает образ технически подкованной "благородной девицы", которая разрывается между рациональным миром воспитавшего ее робота и новой стихией человеческого общения. Тяга к этому общению (в том числе учитывая агрессивный характер неизвестной) неочевидна, но актриса, сыгравшая первую главную роль в своей молодой карьере, старательно и без внутренних сомнений передает ее. (К слову, она играет еще в одной премьере этой недели, появляясь в поп-ленте "За мечтой" в роли второго плана).

Игры в поддавки со смыслом

Сомнения — важный элемент восприятия "Дитя робота". Пожалуй, во время просмотра у зрителей они будут возникать чаще, чем у персонажей. Такова цена воплощения оригинальной идеи о "механическом" воспитании материнского инстинкта, не сразу открывающей свою глубину и внутреннюю непротиворечивость.

Долгое время (и попросту долго) на первый план Грант Спьютор выводит обескураживающие лакуны и кричащие несоответствия сюжета. Но в последнем акте своей дебютной картины категорично (и почти убедительно) заполняет и объясняет если не все, то большинство из них. В целом, ему удается не расплескать ее выдающийся потенциал.

Сергей Васильев для delo.ua

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...