Песня Виктора Цоя станет рекламой банка

Российский банк купил права на использование в рекламном ролике песни лидера группы «КИНО» Виктора Цоя «Дальше действовать будем мы»
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Банк «Тинькофф. Кредитные системы» официально объявил о приобретении прав на песню Виктора Цоя и группы «Кино» «Дальше действовать будем мы» с легендарного альбома «Группа крови», выпущенного в 1988 году. Песня будет саундтреком в новом рекламном ролике «Тинькофф», а ее рефрен утвержден в качестве официального слогана компании.

Цой стал не первым рокером, чье творчество было использовано в интересах бренда «Тинькофф». В 2003 году серия рекламных роликов одноименного пива с фрагментом песни «Доброе утро, планета!» группы «Мумий Тролль» привлекла повышенное внимание общественности. Впрочем, наибольший ажиотаж поднялся не из-за музыки, а из-за ролика «Яхта», главный герой которого лежал на палубе в компании двух обнаженных красоток, причем одна из них была темнокожей.

Федеральная антимонопольная служба в конце концов признала рекламу «неэтичной», но эффект к тому моменту уже был достигнут. Видео с яхтой наперебой обсуждали все, и прежде всего целевая аудитория - студенты, для которых пиво, как известно, жидкий хлеб. Большинство из людей, смотревших ролик, даже не знали, что за песня в нем играет, но фирменное «а-ха-ха» Лагутенко засело у них в подкорке. Положа руку на сердце, группе «Мумий Тролль» эта шумиха тоже была очень даже на руку (это еще не считая гонорара за трек), ибо композиция «Доброе утро, планета!» явно уступала прочим синглам группы, выпущенным в тот период, но благодаря навязчивой раскрутке пива «Тинькофф» народу запомнилась.

В случае с «Дальше действовать будем мы» ситуация несколько иная. Все-таки имидж Виктора Цоя подразумевает абсолютную неподкупность легенд русского рока, пусть музыкантам «Кино» с какого-то момента и приходилось выступать исключительно на стадионах, причем иногда по два-три раза в день. То, что при большом желании можно приобрести себе кусочек Лагутенко, никто особо и не сомневается, а вот купить Цоя - это уже как-то чересчур. Мало того, что легенда, так еще и мертвая.

Судя по творчеству и жизненной позиции Виктора Цоя (насколько эта позиция известна широкой публике), он бы вряд ли согласился предоставить свои песни для рекламы какого бы то ни было банка. Однако с наследниками музыканта Олегу Тинькову договориться удалось. Сколько он заплатил за один из главных концертных хитов «Кино», не уточняется, однако информацию о «миллионе долларов», опубликованную некоторыми СМИ, предприниматель опроверг.

Впрочем, история популярной музыки, в рамки которой вполне вписываются и всяческие ответвления рок-н-ролла, знает большое количество случаев, когда предприниматели популяризировали свой товар при поддержке известных или даже легендарных музыкантов.

Если брать мастодонтов первой величины, то довольно хорошо распространена легенда о том, как ярый битломан Майкл Джексон, будучи собственником прав на большую часть каталога The Beatles, в 1987 году поддался жажде наживы и продал песню ливерпульской четверки Revolution в рекламу кроссовок Nike. Сам Джексон, кстати, не стеснялся сниматься в рекламе и в 1984 году даже переписал специально для Pepsi свой хит «Billy Jean».

С творческим наследием The Beatles у Джексона дело пошло не так гладко. Автора песни «Revolution» - Джона Леннона - тогда уже несколько лет как не было в живых, но остальные участники группы выразили крайнее возмущение случившимся.

«Если так пойдет дальше, наши песни скоро начнут использоваться в рекламе сосисок или женского нижнего белья. Мы должны пресечь это, создав прецедент на будущее», - заявил тогда Джордж Харрисон (которому, кстати, злые языки приписывали звание самого жадного битла, и Виктор Цой об этом тоже не преминул спеть). Стоит отметить, что налицо сходство между наследниками Цоя и вдовой Леннона Йоко Оно, которая дала добро на использование песни своего мужа в рекламе Nike под предлогом того, что «музыку Джона услышит новое поколение».

Трое основателей The Beatles, которые традиционно не очень котировали мнение Йоко, подали в суд на Nike и звукозаписывающий лейбл EMI с требованием прекратить ротацию рекламного клипа. Разбирательство закончилось примирением сторон во внесудебном порядке, подробности которого не разглашаются. Достоверно известно то, что битлы своего добились - в дальнейшем их песни не использовались в коммерческих целях столь прямолинейно.

Это, впрочем, не касается отдельных участников ливерпульской четверки. Так, барабанщик Ринго Старр на старости лет снялся как минимум в двух забавных роликах, один из которых рекламировал пиццу, а другой - автомобили.

С рекламой авто связан и еще один легендарный рок-н-рольный скандал. В 1968 году трое участников группы The Doors согласились, чтобы песня «Light My Fire» была переделана во славу автомобильной марки «Бьюик», принадлежавшей General Motors. Концерн был готов заплатить музыкантам 75 тысяч долларов, однако столкнулся с ожесточенным противодействием Джима Моррисона, который в самый неподходящий момент вернулся из поездки по Европе. Моррисон был в такой ярости, что позвонил в «Бьюик» и пригрозил перед телекамерами расколошматить кувалдой рекламируемую модель Buick Opel, если видео с песней «Come on, Buick, light my fire!» появится в эфире.

Автором песни «Light My Fire» вообще-то является гитарист Робби Кригер, однако внутри коллектива с момента его основания существовало соглашение, по которому каждый из участников имел право вето по любому спорному вопросу. Кроме того, официально права на «Light My Fire» были закреплены не за отдельным автором, а за всей группой, как и на другие треки с дебютного альбома The Doors.

Довольно нелепым образом засветились в рекламе еще одни «монстры рока» - Pink Floyd, чья композиция «The Great Gig In The Sky» прозвучала в ролике, ныне известном под сомнительным названием «Темная сторона банана». Он рекламировал... (ни за что не догадаетесь!) бананы. Отдельный кусок пирога за этот ролик получила виртуозная вокалистка Клэр Торри, исполнявшая вокализ как в оригинальном треке с альбома «The Dark Side Of The Moon», так и в качестве саундтрека к тому, как некая красотка откусывает от банана и немедленно «попадает в рай».

Конечно же рекламщики не обошли своим вниманием и The Rolling Stones. Кривляка Мик и забияка Кит получили немалый гонорар (8 миллионов долларов) от Microsoft за использование песни «Start Me Up» в ролике-презентации Windows 95. Ну и многие меломаны были приятно удивлены, внезапно услышав из телевизоров старинный трек роллингов «She's A Rainbow», без сомнения украсивший (или точнее раскрасивший) рекламу Sony.

Еще одной легендарной песней, неоднократно звучавшей в рекламных роликах, стал хит Скримин Джей Хокинса «I Put A Spell On You». Он одинаково подошел и к вуду-рекламе пива и в качестве сопровождения к истории про крокодила Йойо, который очень любит чипсы.

Оставляя за скобками всяческую шизгару, попсовиков-затейников из A-Ha и Робби Вильямса, вернемся к неподкупным Легендам Русского Рока. Байка из середины лихих девяностых гласит о том, что группа Nautilus Pompilius никак не могла найти денег на запись очередного альбома, но спаслась благодаря счастливой случайности. Кто-то из музыкантов или персонала группы увидел на улице рекламный щит с рекламой элементов питания, на котором красовался слоган «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки». Вскоре после того, как администрация «Нау» настойчиво вышла на связь с продавцами батареек, деньги на запись новой пластинки нашлись.

Эта история свидетельствует о том, что ради благих целей неподкупностью искусства иногда можно и пожертвовать. Возвращаясь к банку «Тинькофф. Кредитные системы» и песне Цоя «Дальше действовать будем мы», которая отныне будет вдохновлять банковских служащих, остается присоединиться к пожеланию Олега Тинькова о том, чтобы родственники Виктора Робертовича потратили вырученные за песню деньги на дело.