Philips: сотрудники — сами строители своей карьеры

Украинский офис компании Philips полностью соответствует новому позиционированию компании — в нем много зелени, теплые оптимистичные цвета, по-голландски демократичная атмосфера. А в кабинете менеджера по персоналу компании даже замечен велотренажер
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Компания Philips начала работу в Украине еще 110 лет назад, когда Антон Филипс, один из основателей компании, впервые посетил крупнейшие украинские города, предлагая местным коммерсантам электрические лампочки собственного производства. С того времени многое изменилось: маленькая фабрика в голландском Эйндховене превратилась в индустриального гиганта, подарившего миру первую рентгеновскую трубку, аудиокассеты, энергосберегающие лампы и тысячи других изобретений.

В начале 21-го века Philips провел серьезную реструктуризацию. Компания, имевшая до этого до этого большое количество слабо связанных между собой бизнес-направлений решила сменить видение и позиционирование. 1 января 2008 года была оптимизирована организационная структура и выделены три сектора: здравоохранение, световые решения и потребительские товары. Новая стратегия нацелена на завоевание лидерских позиций на рынке товаров для здоровья и благополучия.

Украинский офис компании полностью соответствует новому позиционированию — в нем много зелени, теплые оптимистичные цвета, по-голландски демократичная атмосфера. В кабинете менеджера по персоналу компании даже замечен велотренажер.

"Главная HR-задача компании в этом году — укрепление команды, что напрямую связано с нашей бизнес-задачей по увеличению присутствия на украинском рынке. Сейчас мы активно набираем новых сотрудников практически во все отделы — это как бэк-офис, так фронт-офис, в частности, отдел продаж", — рассказывает Елена Лукьяненко, менеджер по персоналу компании Philips в Украине. С начала года компания наняла на работу 32 новых сотрудника (только 6 из которых — замена уволившимся). Более того, в компании еще открыто 17 вакансий.

Кого берут в Philips

Главное требование для всех кандидатов — человечность и порядочность, а также умение и желание работать в команде. Далее требования разнятся в зависимости от позиции. Так, для линейных сотрудников необходимо наличие минимального опыта и желание быстро обучаться (с выпускниками Philips работает на уровне торговых представителей с возможностью дальнейшего роста внутри компании). Для руководящих позиций помимо богатого опыта большое значение имеют лидерские качества и харизма кандидатов.

"При наборе новых сотрудников мы применяем различные методики. Так, после прохождения ряда собеседований и интервью с представителями HR-отдела, будущим непосредственным руководителем, на финальном этапе кандидатам предлагается пройти специальное тестирование. Например, мы используем методику online тестирования, которое направлено на оценку психологических качеств кандидатов и их потенциала", — поясняет Елена Лукьяненко. Кроме того, английский в компании — второй официальный язык. Многие коммуникации осуществляются на английском языке, особенно в тех отделах, которые непосредственно работают с глобальным офисом или представительствами Philips в других странах. Поэтому для большинства позиций (но не для всех) знание английского языка на уровне Intermediate является обязательным.

"Конечно, мы стараемся по максимуму переводить информацию, которая важна для работы сотрудников. У всех сотрудников Philips есть возможность обучаться на курсах английского языка в офисе компании. Компания на 100% компенсирует стоимость обучения, а занятия проходят или утром до работы или сразу после окончания рабочего дня, — делится менеджер по персоналу Philips в Украине. — Мы строго относимся к посещаемости и тестированию знаний при окончании одного из уровней. Это дает нам возможность следить за прогрессом сотрудников, а также является элементом мотивации, ведь за 100% посещаемость мы награждаем дополнительными занятиями в языковой школе".

Елена Лукьяненко, менеджер по персоналу компании Philips в Украине

Стажировки

Помимо активного набора персонала, Philips в этом году привлек несколько стажеров. Для этих позиций в компании было открыто две вакансии на должности ассистентов в департаменте маркетинга. "Стажеры не просто выполняют бумажную работу, они получают проект, над которым они работают как полноценные сотрудники компании. К ним предъявляются аналогичные требования, что и к штатным сотрудникам. Должна отметить, что стажировки прошли настолько успешно, что эти студенты остались работать в нашей компании в качестве уже сотрудников на контрактных условиях", — рассказывает Елена Лукьяненко.

По словам менеджера по персоналу, хотя у компании Philips не такой большой офис в Украине (220 человек включая команду внештатных сотрудников) и нет возможности сделать стажерскую программу массовой, в следующем году для студентов помимо двух вакансий в отделе маркетинга, будет открыто еще две позиции в отделе продаж.

Обучение и развитие

Будучи технологичной компанией, Philips вводит высокие технологии в обиход и в своем офисе. Так, практически половина всех тренингов и обучающих программ в компании доступно в рамках программ e-learning. При этом, если в случае с тренингами, решение об их необходимости принимаются совместно сотрудником и его руководителем в зависимости от бизнес-задачи производственной необходимости, то в случае с e-learning значение имеет только непосредственное желание и инициатива самого сотрудника. "Для обучения сотрудников мы используем как глобальные обучающие программы, специально разработанные Philips, так и сотрудничаем с внешними провайдерами на локальном уровне. Кроме того, раз в год проходят общие конференции, на которые съезжаются сотрудники каждого из департаментов компании со всего мира. Так, например, маркетологи ежегодно встречаются для знакомства с новыми продуктами компании.

Конференциями международное обучение сотрудников компании не ограничивается. "В Philips есть две разновидности программ мобильности — на 3-6 месяцев для знакомства с зарубежным опытом в каком-то конкретном направлении для дальнейшей имплементации в локальном офисе; и долгосрочные — 2-3 года. Отмечу, что сотрудники украинского офиса, особенно технический персонал, обладает очень высоким уровнем компетенций и их охотно берут на работу в офисы Philips в других странах. Так, сотрудник отдела светотехники три года проработал по контракту в Бельгии. Планируется, что еще два сотрудника поедут работать по контракту в следующем году. Один их них — директор по продажам бытовой техники и потребительской электроники возглавит бизнес бытовой техники в Казахстане", — рассказывает менеджер по персоналу Philips.

Такие международные программы обмена и стажировки возможны благодаря общей для всех офисов Philips системе оценки персонала, которая проходит раз в год и основывается на оценке работы сотрудника за истекший период. Отметим, что компания применяет и полугодовую оценку для сотрудников, которые в течении года поменяли позиции, а также для сотрудников отделов, которые получили нового руководителя.

"Оценивается как выполнение плановых показателей, так и компетенции сотрудников. Нам также очень важны наши ценности, поэтому мы оцениваем сотрудника не только по тому, что он делал, но и как он это делал, а именно работал ли в команде, превышал ли ожидания по выполнению задач, стремился ли к достижению наилучшего результата в своей функции. При этом любая оценка начинается с самооценки, — подчеркивает Елена. — Это дает возможность сотруднику не только проанализировать результаты своей работы, но и подготовится к встрече с руководителем, а не просто ждать от него обратной связи. Мы лишь направляем сотрудников, которые должны быть сами строителями своей карьеры. Это же касается и обучения — сотрудник сам решает, какие его компетенции требуют улучшения и во время встречи с руководителем в рамках оценки персонала утверждает с ним список тренингов, которые он планирует пройти в этом году".

Куда дальше?

В ходе ежегодной оценки компания выявляет сотрудников с потенциалом для дальнейшего развития внутри компании, которые, в последствие, смогут занять позицию выше по карьерной лестнице или перейти по горизонтали на другой участок работы. Получение статуса сотрудника с потенциалом роста должно быть подтверждено на протяжении нескольких лет работы стабильными результатами выше среднего. В украинском офисе пять сотрудников признаны таковыми.

Для развития таких сотрудников в Philips на глобальном уровне есть целый ряд центров оценки, а также программ развития, в частности, программа мини-МВА, разработанные ведущими университетами специально для Philips. Направление на такие программы осуществляется локальной организацией при условии стабильных высоких показателях работы сотрудника. Специфика таких программ заключается в том, что заточены они именно под ценности и особенности компании Philips и индустрии, в которой она работает.

Все равны перед соцпакетом

Одним из самых примечательных фактов кадровой политики Philips является то, что в отличии от большинства компаний, у всех сотрудников, начиная от сотрудников бэк-офиса до топ-менеджера, абсолютно одинаковый социальный пакет. В него входит медицинское страхование, страхование жизни и от несчастного случая, компенсация питания, оплата обучения английскому языку и 31календарный день отпуска. "Как результат, даже не смотря на то, что средний возраст сотрудников составляет всего 33 года, у нас очень устоявшейся коллектив и есть много сотрудников, которые работают в компании практически с момента открытия офиса в Украине. Так, в прошлом году мы награждали первых сотрудников, которые проработали в компании 15 лет, в этом у нас еще 5 (!) ожидают награждения, которое состоится на нашей ежегодной Новогодней вечеринке", — резюмирует Елена Лукьяненко.