Приоритет JTI — подготовка будущих руководителей внутри компании

"Если компания хочет быть №1, она не может брать на работу людей, которые по своему профессиональному уровню не №1, и платить им так, как-будто они №10, тоже не может", — убеждены в JTI. Это принцип, на котором строится кадровая политика компании

JTI давно определила для себя стратегические приоритеты в HR. Один из них — это развитие потенциала сотрудников и подготовка будущих руководителей внутри организации. Таким образом, внешние кандидаты приходят в компанию преимущественно на entry-level позиции. Например, в 2010 году к украинской команде JTI присоединилось 55 новых сотрудников, только 1 из них пришел на руководящую позицию, остальные новички приходили на позиции начального уровня — стажеров, специалистов, торговых представителей и т.п.

Вакансии менеджерского уровня компания закрывают с помощью рекрутинговых провайдеров, путем прямого поиска и через профессиональные рекомендации. Талантливых кандидатов на стартовые позиции найти проще. Для этого JTI использует веб-платформу на корпоративном сайте. Соискатели могут зарегистрироваться в разделе "Карьерный агент", после чего начнут получать уведомления обо всех новых вакансиях в интересующих их отделах. Если они увидят подходящую вакансию, то могут сразу же заполнить аппликационную форму и пройти несколько этапов отбора в режиме онлайн: тест по английскому языку, профессиональный и психологический тесты. Результаты этих тестов подсчитываются автоматически, таким образом, на собеседование к специалисту по подбору персонала попадают только те кандидаты, которые успешно прошли все предыдущие этапы отбора.

Еще один приоритет в подборе и развитии сотрудников — это формирование собственного "пула" талантов. С этой целью JTI разработала программу стажировки, рассчитанную на 14 месяцев. Ее главная особенность в том, что за это время молодой специалист может получить опыт работы в нескольких отделах компании и на начальном этапе карьеры получить более глубокое знание бизнеса. Каждый стажер закреплен за одним основным отделом, в котором он работает 6 месяцев, а менеджер этого отдела является его непосредственным куратором. Еще по 4 месяца стажер работает в других отделах. "Таким образом, у стажера появляется возможность проявить себя в нескольких сферах, определить, в какой функции он видит себя в будущем", — объясняет Александр Рудницкий, директор по персоналу компании "Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI)".

При этом в компании нет постоянно действующей программы стажировки, позиция стажера открывается только тогда, когда действительно появляется необходимость в новом сотруднике. "Мы не приветствуем практик периодического набора студентов для краткосрочных задач. Наоборот, стажеры в компании работают над реальными бизнес-проектами. 70% из них впоследствии получают постоянную работу в компании", — говорит Александр Рудницкий. По его словам, самое важное, чтобы у кандидата в стажеры был потенциал для дальнейшего роста: "Мы проверяем способности к логическому мышлению и анализу информации, оцениваем лидерские качества и способность к обучению. Но наша главная задача — из всех апликантов выбрать тех, которые могут сделать как минимум два карьерных шага в компании".

Александр Рудницкий, директор по персоналу компании "Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI)"

JTI уделяет много внимания обучению и развитию своих сотрудников. Компания использует такие методы, как участие сотрудников в сложных проектах с участием нескольких функций, а также практикует кросс-функциональные перемещения. Тренинги применяются, как правило, для повышения технических навыков. Для отдельных специалистов, например, для торговых представителей, существуют обязательные тренинги. В развитии персонала ключевая роль отводится самим сотрудникам, которые могут выбирать, какие грани своего таланта развивать, большинство программ обучения базируются на индивидуальном подходе.

В 2011 году JTI начала использовать новый инструмент развития менеджеров — шестнадцать сотрудников компании (прямых подчиненных директоров отделов) пройдут обучение по программе МBA в Эдинбургской бизнес-школе в Украине. Программа адаптирована для JTI, наполнена практическими заданиями и примерами, которые преподаватели школы разработали совместно с руководством компании. Эта специфическая часть займет около 20% курса. Ранее компания поддерживала отдельных сотрудников, которые стремились получить образование в сфере менеджмента и управления бизнесом. Впервые JTI предложила такую возможность сразу шестнадцати менеджерам. "Основная задача — подготовить сотрудников с высоким потенциалом к качественному скачку от роли узкоспециализированных экспертов до роли управленцев. МВА образование призвано помочь им в этом", — отмечает Александр.

Сотрудники JTI знают, что их карьерный рост не ограничивается страной, в которой они пришли на работу. Компания открыта для перемещений из одной ее структуры в другую, из отдела в отдел. Сотрудники получают новые специальности, расширяют возможности профессионального роста. Сейчас по всему миру более 500 сотрудников JTI работают не в тех странах, где они начинали карьеру в компании. Из Украины многие едут работать в штаб-квартиру компании в Женеву (50% всех назначений), еще 30% сотрудников едут на работу в страны СНГ и в Адриатику, оставшиеся 20% — назначения в самые разные страны, например, Германию, США. Это могут как краткосрочные (от полугода до 1,5 лет), так и долгосрочные программы (до 5 лет). "Если бы меня попросили назвать одну, главную отличительную черту JTI, я бы сказал, что это реальная возможность построить международную карьеру", — резюмирует Александр Рудницкий.