Супер-старики и перемена мест слагаемых: о фильме Ридли Скотта "Все деньги мира"

Супер-старики и перемена мест слагаемых: о фильме Ридли Скотта "Все деньги мира"
В украинском прокате фильм Ридли Скотта "Все деньги мира", в котором Кристофер Пламмер играет так, чтобы все забыли о Кевине Спейси, замечает кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

История, связанная с производством "Всех денег мира", не менее интересная, чем сюжет напряженной картины, посвященной похищению внука "самого богатого человека в мире" Жана Пола Гетти в 1973 году. Роль старика Гетти, который отказался платить за родственника достаточно скромный выкуп (действительно, зачем разбрасываться миллионами по мелочам), сыграл Кевин Спейси. Для съемок в фильме актера существенно состарили с помощью грима, чтобы он выглядел 80-летним. Вышло все столь хорошо, что задолго до выхода картины авторы начали говорить об "Оскаре" для актера за лучшую мужскую роль.

Однако, накануне фестивальной премьеры вокруг Кевина Спейси возник ужасный скандал. Неоднократно обвиненный в сексуальных домогательствах актер удалился долой с глаз публики (и был выдворен из сериала "Карточный домик", над которым в тот момент работал), после чего продюсеры "Всех денег мира" поняли, что картина в прокате  обречена. И пошли на беспрецедентное решение — заменить Кевина Спейси в роли Гетти, пересняв сцены, в которых он участвовал. Беспрецедентным решение стало потому, что дату кинотеатрального проката решили не менять, а на все про все — пересъемки, монтаж и подготовку к широкому выпуску обновленной картины — выделили лишь несколько недель.

Роль Жана Пола Гетти досталась Кристоферу Пламмеру, которому скоро стукнет 90 лет, так что долго гримировать актера для роли не было никакой необходимости (пожалуй, наоборот, в определенных сценах, заглядывающих в прошлое миллиардера, его нужно было омолаживать). Кристофер Пламмер на съемки согласился, отменив свой традиционный пенсионерский отпуск во Флориде, поехал в Рим и в течение нескольких дней отснял весь необходимый материал, жалуясь, что нужно учить много текста. В итоге за свою работу (с учетом ее форс-мажорных условий) актер был номинирован на "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана. И это — единственная престижная номинация фильма.

Все скандалы мира

Стремительно прошедшие пересъемки "Всех денег мира" вызвали в Голливуде море комплиментов профессионализму Ридли Скотта со товарищи, которые прекрасно справились с поставленной задачей. Действительно, их сумасшедшая скорость работы, которую можно сравнить разве что с конвейерным ритмом создания украинских телесериалов, почти не отразилась на финальном результате. Картина транслирует несколько старомодное голливудское качество, предлагая зрителям напряженную, без экивоков, историю, которую рассказывают достойно и с выражением — так, чтобы все было понятно.

К сожалению, пересъемки "подарили" "Всем деньгам мира" очередной скандал — теперь уже денежный. Актриса Мишель Уильямс, решительно играющая мать украденного юноши, вступившую в публичную схватку с Жаном Полом Гетти, который отказался платить выкуп, согласилась переснять свои сцены бесплатно. А вот Марк Уолберг, которому в фильме досталась роль бывшего агента ЦРУ и советника миллиардера, которому тот поручил уладить инцидент, потребовал гонорар в $1,5 млн. И продюсеры ему заплатили.

В ворохе обвинений, высказанных растревоженной общественностью, возмутившейся по поводу подобного неравенства в оплате, остался незамеченным тот факт, что Марк Уолберг с самого начала работы над фильмом сделал продюсерам "Всех денег мира" щедрую скидку и не стал просить стандартные для себя $15 млн гонорара. И что для пересъемок (которые не были предусмотрены его контрактом), он приостановил работу над своим новым фильмом. И что, в отличие от Мишель Уильямс, которая стремилась спасти фильм, чтобы донести зрителям свою очень крепкую актерскую работу, исполненную широкой гаммы эмоций, Марку Уолбергу хвалиться было нечем. Потому что его персонаж-табуретка ничего из ряда вон выходящего не представлял.

Однако общественное возмущение было столь безоглядно и велико, что актер, дабы задобрить критиков, отдал полученные деньги на благородные цели, принудительно сыграв роль бессребреника в публичной жизни (она ему удалась на $1,5 млн лучше, чем образ бывшего агента ЦРУ). Иначе, наверное, Ридли Скотту пришлось бы опять срочно собирать съемочную группу, чтобы переснимать сцены уже с участием Марка Уолберга, до скончания веков развлекаясь переделкой готовой картины.

Сериал без сериала

Нужно отметить, что мозаичная структура ленты облегчает подобную (как видим, лишь отчасти гипотетическую) задачу замены одних актеров на других. "Все деньги мира" сплетают в единое целое три вполне самостоятельные сюжетные линии, дополняя их сценами, которые мастеровито воссоздают события прошлого разной степени давности, расставляя важные для авторов смысловые акценты.

Они необходимы для того, чтобы зрители в полной мере осознали, что имеют дело с особыми людьми, которые благодаря своему богатству существуют практически в параллельном мире. К слову, эту мысль "разжевывает" еще и закадровый голос, само существование которого снижает уровень напряжения ленты, превращая "Все деньги мира" из полноценного триллера в своеобразное историко-биографическое полотно.

В итоге на экране сменяют друг друга:

  • злоключения украденного юноши, выстраивающего отношения с одним из похитителей — южным итальянцем, который ведет переговоры с семьей Гетти. Его играет француз Ромен Дюрис, о котором в трейлере картины, ожидаемо, не сказано ни слова, хотя эмоционально убедительный образ этого преступника, который осознает, что прыгнул выше своей криминальной головы, является одним из наибольших достоинств фильма;
  • истошные попытки матери вернуть ребенка — убедив Жана Пола Гетти заплатить искомый выкуп, убедив похитителей, что она не может заплатить требуемую сумму, а если не получилось — повторить предыдущие операции, усилив давление на окружающих (Мишель Уильямс своей игрой легко доказывает, что героиня на такое способна);
  • наконец, шикарные картины быта престарелого Жана Пола Гетти, тратящего миллионы на живопись и античные скульптуры и одновременно экономящего на всем остальном. Авторы ленты не скрывают своего стремления показать бизнес-логику и жизненную философию миллиардера, который испытывает противоречивые чувства к членам семьи, рассматривая их как продолжателей династии и одновременно неблагодарных нахлебников.

Перенося акцент с похищения, переговоров и ожидаемого зрителями (все-таки фильм снят по мотивам реальных событий) освобождения заложника на неоднозначную личность Жана Пола Гетти, "Все деньги мира" испытывают цейтнот — 130 минут экранного времени оказывается вполне достаточно для криминальной истории, но не истории семьи. Не случайно режиссер Дэнни Бойл на основе тех же событий снял полноценный сериал "Trust", премьера которого состоится в марте.

Супер-старики

Пристальное внимание, уделяемое героям главных сюжетных линий "Всех денег мира", оттеняет персонаж Марка Уолберга, который в каждой сцене оказывается на вторых ролях. Эта ситуация рождает на лице актера выражение непонимания и экзистенциальной тревоги, которые, кажется, не связаны с экранными событиями вообще. Несколько скрывают напряжение исполнителя очки в роговой оправе, которые то возникают, то исчезают на его разочарованном лице: авторы ленты, стремясь сделать акцент на интеллектуальных способностях персонажа, даже пистолет ему не доверили и лишь однажды позволили отжаться, чтобы все-таки показать, что он крут не только на словах.

Фильм по-хорошему старомоден и ведом вперед не мускулистым Марком Уолбергом, но супер-стариками — Кристофером Пламмером, который сложный образ Жана Пола Гетти густо и жизненно украшает хмурыми склочными мазками, и режиссером Ридли Скоттом.

Ридли Скотт и Кристофер Пламмер на съемочной площадке. Фото: Sony Pictures

Во время пересъемок ленты ему исполнилось 80 лет, и картина демонстрирует непререкаемое постановочное мастерство опытного автора. Варьируя взаимосвязанными историями, он выжимает из них некоторый смысл: подчеркивает, что за фасадом недоступной для простых смертных жизни Гетти все же скрывается "человеческое", и одновременно успешно поддерживает интерес к происходящим событиям на уровне интриги, хотя итог картины для большинства зрителей не является новостью. Причем для такого привлечения внимания Ридли Скотт, не стесняясь, использует крайне прямолинейные средства. Напряжение поддерживают "развязки", которые раз за разом оказываются ложными, а еще — показательно-постановочные сцены, которые граничат с китчем и только убеленному сединами профессионалу могут сойти с рук. К примеру, когда "внезапный" сильный порыв ветра начинает красиво крутить вокруг Жана Пола Гетти газеты с фотографией отрезанного уха его внука.

Ридли Скотт признавался, что ему так понравился сценарий "Всех денег мира", что он отложил все свои многочисленные планы, чтобы снять фильм (такое с ним в многолетней карьере случалось лишь дважды — с "Чужим" и "Американским гангстером"). Хорошо, когда в преклонном возрасте не только знаешь, чего хочешь, но и имеешь возможность это осуществить. Отлично, что у Ридли Скотта получилось это сделать на высоком уровне. Пусть и без особых художественных сюрпризов — стремительная замена Кевина Спейси на Кристофера Пламмера к творчеству особого отношения не имеет.