- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
В пустоте: о фильме "На высоте" с Робертом Паттинсоном
Космоса черные дыры
Фильм повествует об экипаже космического корабля, который отправился изучать черную дыру и вышел за пределы Солнечной системы. История развивается в медленном темпе (лететь то нужно долго), тасуя сцены из нескольких временных пластов, соответствующих разным этапам приключения:
- первый связан с современной одинокой заботой героя о младенце,
- второй — рассказывает о не самых гармоничных взаимоотношениях космонавтов, из-за которого герой и остался с малым ребенком наедине,
- третий — показывает земную предисторию космического полета.
Ловушка для зрителей
Героя играет Роберт Паттинсон, все еще горячо любимый фанатами за роль холодного вампира с горячим сердцем в слезоточивом киносериале "Сумерки". Он является своеобразной "черной дырой" ленты, способной затянуть зрителей в кинотеатры (самобытная французский режиссер Клер Дени хорошо известна, к сожалению, лишь в очень узких кругах поклонников авторского кино). И Роберт Паттинсон своих поклонников вряд ли разочарует: большую часть времени он солирует на экране, его взгляд как всегда грустен, а коротко стриженный щетинистый облик — радует.
Тарковский вместо Нолана
А вот размеренная немногословная манера повествования Клер Дени, благодаря которой она пытается ухватить ультра тонкие эмоции, скорее, повергнет в пучину недоумения. В "На высоте" есть космические путешествия, теплые взаимоотношения отца и дочери и уже упомянутые черные дыры, — совсем как в ударном "Интерстелларе" Кристофера Нолана. Но по своему характеру, темпоритму и визуальному стилю фильм, скорее, напоминает тягучий "Солярис" Андрея Тарковского.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Зерно" и "глянец" изображения
Ощущение схожести возникает благодаря чередованию эпизодов без слов, происходящих на Земле (их отличает "зернистая" текстура изображения), и действия, происходящего в "глянцевом" пространстве космического корабля и "черном кабинете" космоса. Последний воспринимается чем-то условным (кажется, Клер Дени демонстрирует его лишь для проформы), но, когда дело доходит до иллюстрации черной дыры, наоборот, оказывается на острие науки: созданный авторами образ удивительно похож на ее первое фото, сделанное на днях.
Секс и насилие, насилие и секс
"Пластиковый" корабль позволяет Клер Дени играть с освещением, крася кадры синим, коричневым и красным (когда системы жизнеобеспечения отключаются, а делают они это регулярно). Особую роль свет играет в сценах физических действий команды, которые приобретают экстремальные формы. Экипаж корабля сплошь состоит из несдержанных и не вполне здоровых преступников. И кроме исследования черных дыр принимает участие в научных экспериментах по оплодотворению в космосе. Они проводятся прежде всего в пробирках, но неумолимо тянут за собой и насилие, и секс.
Негры уходят первыми...
Экспериментирует властный врач, которую называют ведьмой. И Жюльет Бинош, холодно натягивая латексные перчатки, какое-то время действительно играет ее такой, чтобы потом расплести длинную косу и продемонстрировать иную, обжигающую искрами страстного трагического безумия, сторону образа. Заметную актерскую работу в "На высоте" представляет и музыкант Андре Бенджамин. Его персонаж в поисках искупления закапывается в грядки корабельного сада, чтобы однажды поделиться мудростью, гласящей, что даже в космосе негры умирают первыми.
"Загадка" со многими известными
Это утверждение соответствует ходу экранных событий, который неоднократно можно предвосхитить, не только из-за использования жанровых клише, связанных с насилием, взрывающим замкнутый, изолированный от окружающего мира, коллектив, но и потому, что лента построена на демонстрации событий, результат которых зрителям известен заранее. Стартового титра с ее названием приходится ждать долго именно потому, что Клер Дени решила сходу, еще перед ним открыть все карты. Вернее, почти все.
Семья может многое
Перенося акцент с вопроса "Что будет с персонажами?" на менее животрепещущий "Как именно это с ними случится?", режиссер превращает зрителей в сторонних наблюдателей — чуть более скучающих и недоумевающих, чем это необходимо. В какой-то момент начинает казаться, что она тоже немного скучает, отвлекаясь от собственной картины, запинаясь и теряясь в "трех соснах" персонажей. Но это не так. Внимание Клер Дени сохраняет до конца финальных титров, организовав их оригинальный бег. Просто парадоксальные семейные отношения, представленные в "На высоте", оказываются для нее важнее интриги, космоса и черных дыр.