В пустоте: о фильме "На высоте" с Робертом Паттинсоном

В пустоте: о фильме "На высоте" с Робертом Паттинсоном
С 18 апреля в прокате идет лента "На высоте", в которой космическая фантастика и игра Роберта Паттинсона служит предлогом для создания неспешного созерцательного кино, замечает кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Космоса черные дыры

Фильм повествует об экипаже космического корабля, который отправился изучать черную дыру и вышел за пределы Солнечной системы. История развивается в медленном темпе (лететь то нужно долго), тасуя сцены из нескольких временных пластов, соответствующих разным этапам приключения:

  • первый связан с современной одинокой заботой героя о младенце,
  • второй — рассказывает о не самых гармоничных взаимоотношениях космонавтов, из-за которого герой и остался с малым ребенком наедине,
  • третий — показывает земную предисторию космического полета.

Ловушка для зрителей

Героя играет Роберт Паттинсон, все еще горячо любимый фанатами за роль холодного вампира с горячим сердцем в слезоточивом киносериале "Сумерки". Он является своеобразной "черной дырой" ленты, способной затянуть зрителей в кинотеатры (самобытная французский режиссер Клер Дени хорошо известна, к сожалению, лишь в очень узких кругах поклонников авторского кино). И Роберт Паттинсон своих поклонников вряд ли разочарует: большую часть времени он солирует на экране, его взгляд как всегда грустен, а коротко стриженный щетинистый облик — радует.

Тарковский вместо Нолана

А вот размеренная немногословная манера повествования Клер Дени, благодаря которой она пытается ухватить ультра тонкие эмоции, скорее, повергнет в пучину недоумения. В "На высоте" есть космические путешествия, теплые взаимоотношения отца и дочери и уже упомянутые черные дыры, — совсем как в ударном "Интерстелларе" Кристофера Нолана. Но по своему характеру, темпоритму и визуальному стилю фильм, скорее, напоминает тягучий "Солярис" Андрея Тарковского.

"Зерно" и "глянец" изображения

Ощущение схожести возникает благодаря чередованию эпизодов без слов, происходящих на Земле (их отличает "зернистая" текстура изображения), и действия, происходящего в "глянцевом" пространстве космического корабля и "черном кабинете" космоса. Последний воспринимается чем-то условным (кажется, Клер Дени демонстрирует его лишь для проформы), но, когда дело доходит до иллюстрации черной дыры, наоборот, оказывается на острие науки: созданный авторами образ удивительно похож на ее первое фото, сделанное на днях.

Секс и насилие, насилие и секс

"Пластиковый" корабль позволяет Клер Дени играть с освещением, крася кадры синим, коричневым и красным (когда системы жизнеобеспечения отключаются, а делают они это регулярно). Особую роль свет играет в сценах физических действий команды, которые приобретают экстремальные формы. Экипаж корабля сплошь состоит из несдержанных и не вполне здоровых преступников. И кроме исследования черных дыр принимает участие в научных экспериментах по оплодотворению в космосе. Они проводятся прежде всего в пробирках, но неумолимо тянут за собой и насилие, и секс.

Негры уходят первыми...

Экспериментирует властный врач, которую называют ведьмой. И Жюльет Бинош, холодно натягивая латексные перчатки, какое-то время действительно играет ее такой, чтобы потом расплести длинную косу и продемонстрировать иную, обжигающую искрами страстного трагического безумия, сторону образа. Заметную актерскую работу в "На высоте" представляет и музыкант Андре Бенджамин. Его персонаж в поисках искупления закапывается в грядки корабельного сада, чтобы однажды поделиться мудростью, гласящей, что даже в космосе негры умирают первыми.

"Загадка" со многими известными

Это утверждение соответствует ходу экранных событий, который неоднократно можно предвосхитить, не только из-за использования жанровых клише, связанных с насилием, взрывающим замкнутый, изолированный от окружающего мира, коллектив, но и потому, что лента построена на демонстрации событий, результат которых зрителям известен заранее. Стартового титра с ее названием приходится ждать долго именно потому, что Клер Дени решила сходу, еще перед ним открыть все карты. Вернее, почти все.

Семья может многое

Перенося акцент с вопроса "Что будет с персонажами?" на менее животрепещущий "Как именно это с ними случится?", режиссер превращает зрителей в сторонних наблюдателей — чуть более скучающих и недоумевающих, чем это необходимо. В какой-то момент начинает казаться, что она тоже немного скучает, отвлекаясь от собственной картины, запинаясь и теряясь в "трех соснах" персонажей. Но это не так. Внимание Клер Дени сохраняет до конца финальных титров, организовав их оригинальный бег. Просто парадоксальные семейные отношения, представленные в "На высоте", оказываются для нее важнее интриги, космоса и черных дыр.