• Главная
  • Вне офиса
21 апреля 2019 в 11:30

В пустоте: о фильме "На высоте" с Робертом Паттинсоном

С 18 апреля в прокате идет лента "На высоте", в которой космическая фантастика и игра Роберта Паттинсона служит предлогом для создания неспешного созерцательного кино, замечает кинокритик Сергей Васильев

Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"
Кадр из фильма "На высоте"

Космоса черные дыры

Фильм повествует об экипаже космического корабля, который отправился изучать черную дыру и вышел за пределы Солнечной системы. История развивается в медленном темпе (лететь то нужно долго), тасуя сцены из нескольких временных пластов, соответствующих разным этапам приключения:

  • первый связан с современной одинокой заботой героя о младенце,
  • второй — рассказывает о не самых гармоничных взаимоотношениях космонавтов, из-за которого герой и остался с малым ребенком наедине,
  • третий — показывает земную предисторию космического полета.

Ловушка для зрителей

Героя играет Роберт Паттинсон, все еще горячо любимый фанатами за роль холодного вампира с горячим сердцем в слезоточивом киносериале "Сумерки". Он является своеобразной "черной дырой" ленты, способной затянуть зрителей в кинотеатры (самобытная французский режиссер Клер Дени хорошо известна, к сожалению, лишь в очень узких кругах поклонников авторского кино). И Роберт Паттинсон своих поклонников вряд ли разочарует: большую часть времени он солирует на экране, его взгляд как всегда грустен, а коротко стриженный щетинистый облик — радует.

Тарковский вместо Нолана

А вот размеренная немногословная манера повествования Клер Дени, благодаря которой она пытается ухватить ультра тонкие эмоции, скорее, повергнет в пучину недоумения. В "На высоте" есть космические путешествия, теплые взаимоотношения отца и дочери и уже упомянутые черные дыры, — совсем как в ударном "Интерстелларе" Кристофера Нолана. Но по своему характеру, темпоритму и визуальному стилю фильм, скорее, напоминает тягучий "Солярис" Андрея Тарковского.

"Зерно" и "глянец" изображения

Ощущение схожести возникает благодаря чередованию эпизодов без слов, происходящих на Земле (их отличает "зернистая" текстура изображения), и действия, происходящего в "глянцевом" пространстве космического корабля и "черном кабинете" космоса. Последний воспринимается чем-то условным (кажется, Клер Дени демонстрирует его лишь для проформы), но, когда дело доходит до иллюстрации черной дыры, наоборот, оказывается на острие науки: созданный авторами образ удивительно похож на ее первое фото, сделанное на днях.

Секс и насилие, насилие и секс

"Пластиковый" корабль позволяет Клер Дени играть с освещением, крася кадры синим, коричневым и красным (когда системы жизнеобеспечения отключаются, а делают они это регулярно). Особую роль свет играет в сценах физических действий команды, которые приобретают экстремальные формы. Экипаж корабля сплошь состоит из несдержанных и не вполне здоровых преступников. И кроме исследования черных дыр принимает участие в научных экспериментах по оплодотворению в космосе. Они проводятся прежде всего в пробирках, но неумолимо тянут за собой и насилие, и секс.

Негры уходят первыми...

Экспериментирует властный врач, которую называют ведьмой. И Жюльет Бинош, холодно натягивая латексные перчатки, какое-то время действительно играет ее такой, чтобы потом расплести длинную косу и продемонстрировать иную, обжигающую искрами страстного трагического безумия, сторону образа. Заметную актерскую работу в "На высоте" представляет и музыкант Андре Бенджамин. Его персонаж в поисках искупления закапывается в грядки корабельного сада, чтобы однажды поделиться мудростью, гласящей, что даже в космосе негры умирают первыми.

"Загадка" со многими известными

Это утверждение соответствует ходу экранных событий, который неоднократно можно предвосхитить, не только из-за использования жанровых клише, связанных с насилием, взрывающим замкнутый, изолированный от окружающего мира, коллектив, но и потому, что лента построена на демонстрации событий, результат которых зрителям известен заранее. Стартового титра с ее названием приходится ждать долго именно потому, что Клер Дени решила сходу, еще перед ним открыть все карты. Вернее, почти все.

Семья может многое

Перенося акцент с вопроса "Что будет с персонажами?" на менее животрепещущий "Как именно это с ними случится?", режиссер превращает зрителей в сторонних наблюдателей — чуть более скучающих и недоумевающих, чем это необходимо. В какой-то момент начинает казаться, что она тоже немного скучает, отвлекаясь от собственной картины, запинаясь и теряясь в "трех соснах" персонажей. Но это не так. Внимание Клер Дени сохраняет до конца финальных титров, организовав их оригинальный бег. Просто парадоксальные семейные отношения, представленные в "На высоте", оказываются для нее важнее интриги, космоса и черных дыр.

Загрузка...
Новое видео
"Стендап в Украине сейчас на хайпе": основательницы Business Stand Up Agency
Загрузка...